О содержательных структурах и исполнительских приёмах в современной музыке (на примере фортепианных произведений В. Скобёлкина)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы содержания и исполнительские особенности отдельных фортепианных про-
изведений современного композитора Башкортостана Валерия Скобёлкина. На примере прелюдий из циклов
«Ангельский мир» и «24 прелюдии», а также произведений «Чудь заволжская. Пьеса на русскую тему» и «Со-
ната в старинном стиле» анализируются характерные проявления композиторского стиля, графики и техники
письма. Авторские ремарки, касающиеся приёмов исполнения, имитации тембра, передающего акустический
образ звучания, дают конкретные игровые установки и создают тем самым соответствующее музыкальное
настроение пьес. Наряду с этим рассматриваются смысловые компоненты музыкального текста, его содер-
жательные структуры, несущие большое идейно-образное выразительное значение. Нацеленность на опреде-
лённую звуковую характеристику музыкального произведения, представление фактурной графики пьесы как
полисмысловой (политембровой, полиритмической, полиинтонационной) партитуры диктуют более точные
способы исполнительской реализации. Ритмоинтонационные формулы музыкального текста служат смысло-
вым ориентиром для нахождения и реализации стилистически корректных, образно сфокусированных пиа-
нистических движений. Таким образом, исходя из авторского музыкального текста, его смысловых, образ-
но-интонационных, тембровых, фактурно-графических характеристик, а также программных подзаголовков,
ремарок возможно рассматривать приёмы и способы исполнительской реализации.
Ключевые слова: композиторы Башкортостана, Валерий Скобёлкин, фортепианная музыка, композитор-
ская техника, музыкальный текст, содержательные структуры, фортепианное исполнительство.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 288 p.
3. Denisov E. V. Sovremennaya muzyka i problemy evolyutsii kompozitorskoy tekhniki [Contemporary Music and the Issues and the Evolution of Compositional Techniques]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 207 p.
4. Zenkin K. V. Kompozitorskaya tekhnika kak znak: mezhdu poryadkom i khaosom [Compositional Technique as a Sign: In Between Order and Chaos]. Izrail'. XXI vek [Israel. XXI Century]. URL: http://www.21israel-music.com/Poryadok_chaos.htm.
5. Latypova L. G. Mozhet byt', i geniy… [Maybe a Genius ...]. Rampa [Ramp]. 2008, No. 8 (178), pp. 7–8.
6. Polovyanyuk I. A. Muzykal'nyy buket sodruzhestva [A Musical Bouquet of Friendship]. Vechernyaya Ufa [Evening Ufa]. 2015. 20.05.