О смысловых структурах музыкального текста в тематизме фортепианных произведений

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena V. Gordeyeva

Аннотация

Музыкальный тематизм фортепианных сочинений разных стилей необычайно богат и многообразен. Внешние его признаки фиксируются в фактуре. Однако у исполнителя, умеющего различать смысловые структуры в тексте, всегда будет возможность гибкого оперирования ими и создания на основе выявленных знаковых формул яркого исполнительского плана музыкального произведения. Расшифрованные в контексте практической семантики смысловые структуры музыкального текста могут быть скомбинированы в исполнительский сценарий и воплощены в процессе интерпретации конкретного сочинения. Острое исполнительское реагирование, мгновенная перестройка игрового аппарата и исполнительских регуляторов смысла – темпа, динамики, артикуляции, агогики и, в целом, интонирования, – всё это возможно усовершенствовать и актуализировать при использовании современных методов работы с музыкальным текстом. Признаки смысловой дифференциации и детализации внутри авторского текста – сюжетные программы, театрализация фортепианного звучания, музыкальные диалоги, сольные импровизационные и ансамблевые высказывания – определённым образом зафиксированы в знаковых структурах музыкального текста и могут быть восприняты и проинтонированы исполнителем.

Ключевые слова: музыкальный текст, смысловые структуры, сюжетно-ситуативные знаки, музыкальные диалоги, интонационные формулы, семантические фигуры, исполнительский сценарий.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Gordeyeva, E. V. (2019). О смысловых структурах музыкального текста в тематизме фортепианных произведений. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 76–86. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.076-086
Раздел
Музыкальный текст и исполнитель
Биография автора

Elena V. Gordeyeva, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Гордеева Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая
сектором научных исследований, заведующая кафедрой общего курса фортепиано

Библиографические ссылки

1. Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 288 p.
2. Gordeeva E. V. Inventsii I. S. Bakha i tvorcheskoe inventorstvo (na primere raboty s tsifrovym fortepiano) [The Inventions of J. S. Bach and Artistic Invention (by the Example of Working with a Digital Piano)]. Iz opyta raboty pedagoga-muzykanta: sb. st. V 4 vyp. Vyp. 4 [From the Experience of the Teacher-Musician: A Collection of Articles. In 4 Issues. Issue 4]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, Laboratory of Musical Semantics, 2016, pp. 35–41.
3. Gordeyeva E. V. Klavirnye teksty I.-S. Bakha. Praktika muzitsirovaniya epokhi barokko i ee otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal'nogo teksta [The Clavier Musical Texts of J. S. Bach: The Practice of Playing Music of the Baroque Period and its Reflection in the Semantic Structures and Acoustic Images of the Musical Text]. Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2014. 217 p.
4. Gordeeva E. V. O nekotorykh ritmicheskikh osobennostyakh muzykal'nogo teksta (na primere fortepiannykh proizvedeniy raznykh zhanrov) [About Certain Rhythmical Features of the Musical Text (by the Example of Piano Works of Various Genres)]. Iz opyta raboty pedagoga-muzykanta: sb. st. V 4 vyp. Vyp. 3 [From the Experiences of the Teacher-Musician: A Collection of Articles. In 4 Issues. Issue 3]. Ed. by N. F. Garipova, L. N. Shaymukhametova. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, Laboratory of Musical Semantics, 2016, pp. 16–25.
5. Gordeyeva E. V. About the Content-Based Structures and Performance Techniques in Contemporary Music (on the Example of Valeriy Skolbyolkin’s Compositions for Piano). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 132–129. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.132-139.
6. Gordeeva E. V. The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Clavier Musical Text. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 72–79. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.
7. Morein K. N., Shaymukhametova L. N. Ansamblevoe muzitsirovanie v zerkale zapadnoevropeyskoy zhivopisi XVII–XVIII vekov [Ensemble Music-Making in the Mirror Reflection of 17th and 18th Century Western European Painting]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 135–140. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.135-140.
8. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 31, pp. 156–165. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.
9. Curry B. Resituating the Icon: David Osmond-Smith’s Contribution to Music Semiotics. Twentieth-Century Music. 2012. Vol. 9, Issue 1–2, pp. 177–200. DOI: 10.1017/81478572212000254.
10. Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.
11. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.