«Три греческих стихотворения» Бруно Мадерны: к вопросу о развитии серийно-додекафонного метода в итальянской музыке конца 1940-х годов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация

Статья преследует цель частично восполнить пробел в изуче-
нии наследия одного из ярчайших композиторов середины
XX века, представителя дармштадтской школы Бруно Мадер-
ны (1920–1973). В центре внимания находится первый опыт
Мадерны в серийной технике – цикл «Три греческих стихот-
ворения», рассматриваемый в контексте основных тенденций
развития итальянской академической музыки конца 1940-х
годов. Этот период отмечен особым интересом молодых ком-
позиторов к наследию Нововенской школы, в том числе и се-
рийно-додекафонному методу Арнольда Шёнберга. Именно
Бруно Мадерне вместе с Луиджи Даллапикколой принадле-
жит решающая роль в распространении додекафонной тех-
ники в Италии. Автор статьи на основе детального изучения
партитуры делает вывод о своеобразии преломления метода
Шёнберга в сочинении Мадерны, что во многом объясняет
эволюцию серийного письма в творчестве ведущего сериали-
ста Италии второй половины XX века Луиджи Ноно.

Ключевые слова: додекафония, Нововенская школа,
дармштадтская школа, Klangfarbenmelodie, Б. Мадерна,
Л. Даллапиккола, Л. Ноно

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ryzhinsky, A. S. (2015). «Три греческих стихотворения» Бруно Мадерны: к вопросу о развитии серийно-додекафонного метода в итальянской музыке конца 1940-х годов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 103–107. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.103-107
Раздел
Техника композиции ХХ века
Биография автора

Alexander S. Ryzhinsky, Российская академия музыки им. Гнесиных

Александр Сергеевич Рыжинский – кандидат искусствоведения, доцент кафедры хорового дирижирования

Библиографические ссылки

1. Dubravskaya E. S. Luidzhi Dallapikkola: Tri laudy (1936– 37) [Luigi Dallapiccola: Three Laudas (1936–37)]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Scholarly Herald of the Moscow Conservatory]. 2010. № 1, pp. 168–181.
2. Dyachkova L. S. Garmoniya v muzyke XX veka: uchebnoe posobie [Harmony in 20th Century Music: Tutorial Manual]. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2004. 296 p.
3. Intervyu s Luidzhi Dallapikkoloy [Interview with Luigi Dallapiccola]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1967, No. 4, pp. 129– 31.
4. Kirillina L. V. Luidzhi Dallapikkola [Luigi Dallapiccola]. Istoriya zarubezhnoy muzyki. XX vek [History of Western Music. 20th Century]. Ed. N. Gavrilova. Moscow: Muzyka Press, 2007, pp. 286–293.
5. Ryzhinsky A. S. Formirovanie osnovnykh printsipov khorovogo pis’ma Luidzhi Nono v sochineniyakh pervoy poloviny 1950-kh godov [The Formation of the Basic Principles of Luigi Nono’s Choral Writing in the Compositions of the Early 1950s]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2014, No. 1 (14), pp. 85–90.
6. Kholopov Yu. N., Kirillina L. V., Kyuregyan T. S., Lyz- hov G. I., Pospelova R. L., Tsenova V. S. Muzykalno-teoreticheskie sistemy: uchebnik [Music Theory Systems: a Textbook]. Moscow: Kompozitor, 2006. 632 p.
7. Baroni M. Poétiques, comportements, styles de vie. Est-il légitime de penser que nous ayons quelque chose en commun? À Bruno Maderna. Textes réunis sous la direction de G. Mathon, L. Feneyrou, G. Ferrari. Paris: Basalte Éditeur, 2007, pp. 379–388.
8. Conti L. Les Tre liriche greche et les débuts du dodécaphonisme italien. Ibid., pp. 249–262.
9. Dalmonte R. Maderna et la musique: notes de poétique. Ibid., pp. 389–404.
10. Verzina N. Bruno Maderna. Étude historique critique. Paris: L’Harmattan, 2003. 471 p.