Вокальная тембрика в хоровых сочинениях Маурисио Кагеля 1958–1982 годов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена хоровому творчеству Маурисио Кагеля 1958–1982 годов, представившему пример одного
из самых радикальных явлений в хоровой музыке второй половины XX века. Основное внимание уделено
рассмотрению вокальных техник, определивших хоровое письмо композитора. В статье изучается комплекс
используемых вокальных манер (пение, Sprechgesang, декламация), регуляторы вокального звукоизвлечения
(характер vibrato, показатели объёма фонационного выдоха); содержится характеристика основных
артикуляционных приёмов: как традиционных для хоровой музыки XX века (пение с закрытым ртом, фальцет,
шёпот), так и новаторских, впервые заявивших о себе в сочинениях Кагеля (пение со стиснутыми зубами,
пение с закрытым ртом при одновременном произнесении текста, пение дрожащим голосом). Выделены
вопросы работы Маурисио Кагеля с отдельными фонемами. В рамках анализа «Anagrama» изучается первый
в западноевропейской музыке опыт применения quasi-серийных процедур к работе с вербальным рядом,
обусловивший появление в партитуре знаков таблиц Международной фонетической ассоциации. Данное
сочинение рассматривается как первый пример нового вокального жанра – фонемной композиции. Изучение
сочинений, созданных композитором в течение первых двух десятилетий его жизни в Германии, позволяет
сделать вывод о последовательном решении композитором определённой задачи – поиске нового хорового
звучания, способного помочь хоровой музыке продолжить её развитие, вывести из состояния застоя, в котором,
по мнению композитора, находилась современная ему хоровая культура.
Ключевые слова: Маурисио Кагель, Лючано Берио, Луиджи Ноно, хоровая музыка, послевоенный авангард,
вокальная тембрика, фонемная композиция.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kirillina L. V. Lyuchano Berio [Luciano Berio]. XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki i dokumenty [XX century. Music from Outside Russia. Sketches and Documents]. Moscow, 1995, pp. 74–109.
3. Nono L. Tekst – Muzyka – Penie [Text – Music – Singing]. Slovo kompozitora (po materialam vtoroy poloviny XX veka). Sbornik trudov [The Composer’s Word (Based on the Materials of the Second Half of the 20th Century). Collection of Works]. Volume 145. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 1999, pp. 36–50.
4. Okuneva E. G. Ritmicheskie struktury v serial’noy muzyke: k voprosu o tipologii i semantike [Rhythmic Structures in Serial Music: Concerning the Question of Typology and Systematization]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1 (18), pp. 95–102. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.095-102.
5. Ferapontova E. V. Vokal’naya muzyka Yannisa Ksenakisa kak fenomen ego kompozitorskogo tvorchestva: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Vocal Music of Iannis Xenakis as a Phenomenon of his Compositional Creativity: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2008. 24 p.
6. Chistyakova M. Yu. Luidzhi Nono: issledovanie kompozitsionnykh printsipov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Luigi Nono: Research of Compositional Principles: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 256 p.
7. Domann A. Die Entdeckung des Pluralismus: Problemhorizonte in musikasthetischen Debatten seit 1950 [Discovery of Pluralism: Problem Horizons in Debates on Musical Aesthetics since 1950]. Neue Zeitschrift fur Musik [New Music Journal]. 2013. Volume 174. No. 6, S. 14–19.
8. Floros K. Gyorgy Ligeti: beyond Avant-garde and Postmodernism. Trans. by E. Bernhardt-Kabisch. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. 252 p.
9. Kagel M. Dialoge. Monologe [Dialogues. Monologues]. Cologne: DuMont Buchverlag, 2001. 324 S.
10. Kagel M. Komponieren in der Postmoderne [Composing in the Postmodern Era]. Kagel M. Worte uber Musik [Words about Music]. Munich: R. Riper GmbH&Co, 1991, S. 99–105.
11. Richter-Ibanez C. Maurucio Kagels Buenos Aires (1946–1957). Bielefeld: Transcript Verlag, 2014. 342 p.
12. Sanio S. Im Labyrinth rationaler Verzweigungen: zu einigen kompositorischen Entscheidungen in der Musik seit 1960 [In the Labyrinth of Rational Ramifications: Concerning some Compositional Decisions in Music since 1960]. Neue Zeitschrift fur Musik [New Music Journal]. 2013. Volume 174. No. 5, S. 30–33.
13. Schnebel D. Mauricio Kagel. Music, Theater, Film. Cologne: Verlag M. DuMont, 1970. 338 p.
14. Strimple N. Choral Music in the Twentieth Century. New Jersey, 2005. 389 p.
15. Williams A. Post-War Modernism: Exclusions and Expansions. Journal of the Royal Musical Association. 2014. Volume 139. Issue 1, pp. 193–197.
16. Whittal A. Britten and Lutosławski: Taming the 20th Century Avant-garde. The Musical Times. 2013. Volume 154. No. 1923, pp. 3–19.
17. Zacharakis A., Pastiadis K., Reiss J. D. An Interlanguage Unification of Musial Timbre: Bridging Semantic, Perceptual, and Acoustic Dimensions. Music Perception. 2015. Volume. 32. Issue 4, pp. 394–412.