Вокальная тембрика в хоровых сочинениях Маурисио Кагеля 1958–1982 годов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация

Статья посвящена хоровому творчеству Маурисио Кагеля 1958–1982 годов, представившему пример одного
из самых радикальных явлений в хоровой музыке второй половины XX века. Основное внимание уделено
рассмотрению вокальных техник, определивших хоровое письмо композитора. В статье изучается комплекс
используемых вокальных манер (пение, Sprechgesang, декламация), регуляторы вокального звукоизвлечения
(характер vibrato, показатели объёма фонационного выдоха); содержится характеристика основных
артикуляционных приёмов: как традиционных для хоровой музыки XX века (пение с закрытым ртом, фальцет,
шёпот), так и новаторских, впервые заявивших о себе в сочинениях Кагеля (пение со стиснутыми зубами,
пение с закрытым ртом при одновременном произнесении текста, пение дрожащим голосом). Выделены
вопросы работы Маурисио Кагеля с отдельными фонемами. В рамках анализа «Anagrama» изучается первый
в западноевропейской музыке опыт применения quasi-серийных процедур к работе с вербальным рядом,
обусловивший появление в партитуре знаков таблиц Международной фонетической ассоциации. Данное
сочинение рассматривается как первый пример нового вокального жанра – фонемной композиции. Изучение
сочинений, созданных композитором в течение первых двух десятилетий его жизни в Германии, позволяет
сделать вывод о последовательном решении композитором определённой задачи – поиске нового хорового
звучания, способного помочь хоровой музыке продолжить её развитие, вывести из состояния застоя, в котором,
по мнению композитора, находилась современная ему хоровая культура.

Ключевые слова: Маурисио Кагель, Лючано Берио, Луиджи Ноно, хоровая музыка, послевоенный авангард,
вокальная тембрика, фонемная композиция.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ryzhinsky, A. S. (2017). Вокальная тембрика в хоровых сочинениях Маурисио Кагеля 1958–1982 годов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 16–26. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.016-026
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Alexander S. Ryzhinsky, Российская академия музыки имени Гнесиных

Рыжинский Александр Сергеевич, доктор искусствоведения, проректор по стратегическому
развитию профессионального музыкального образования, профессор кафедры хорового
дирижирования

Библиографические ссылки

1. Ivanov А. M. Khor v sochineniyakh R. Shchedrina po N. Leskovu («Zapechatlennyy angel» i «Ocharovannyy strannik») [The Chorus in Rodion Shchedrin’s Compositions based on Nikolai Leskov’s Novels (“The Sealed Angel” and “The Enchanted Wanderer”)]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1 (12), pp. 103–107.
2. Kirillina L. V. Lyuchano Berio [Luciano Berio]. XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki i dokumenty [XX century. Music from Outside Russia. Sketches and Documents]. Moscow, 1995, pp. 74–109.
3. Nono L. Tekst – Muzyka – Penie [Text – Music – Singing]. Slovo kompozitora (po materialam vtoroy poloviny XX veka). Sbornik trudov [The Composer’s Word (Based on the Materials of the Second Half of the 20th Century). Collection of Works]. Volume 145. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 1999, pp. 36–50.
4. Okuneva E. G. Ritmicheskie struktury v serial’noy muzyke: k voprosu o tipologii i semantike [Rhythmic Structures in Serial Music: Concerning the Question of Typology and Systematization]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1 (18), pp. 95–102. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.095-102.
5. Ferapontova E. V. Vokal’naya muzyka Yannisa Ksenakisa kak fenomen ego kompozitorskogo tvorchestva: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Vocal Music of Iannis Xenakis as a Phenomenon of his Compositional Creativity: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2008. 24 p.
6. Chistyakova M. Yu. Luidzhi Nono: issledovanie kompozitsionnykh printsipov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Luigi Nono: Research of Compositional Principles: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2000. 256 p.
7. Domann A. Die Entdeckung des Pluralismus: Problemhorizonte in musikasthetischen Debatten seit 1950 [Discovery of Pluralism: Problem Horizons in Debates on Musical Aesthetics since 1950]. Neue Zeitschrift fur Musik [New Music Journal]. 2013. Volume 174. No. 6, S. 14–19.
8. Floros K. Gyorgy Ligeti: beyond Avant-garde and Postmodernism. Trans. by E. Bernhardt-Kabisch. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. 252 p.
9. Kagel M. Dialoge. Monologe [Dialogues. Monologues]. Cologne: DuMont Buchverlag, 2001. 324 S.
10. Kagel M. Komponieren in der Postmoderne [Composing in the Postmodern Era]. Kagel M. Worte uber Musik [Words about Music]. Munich: R. Riper GmbH&Co, 1991, S. 99–105.
11. Richter-Ibanez C. Maurucio Kagels Buenos Aires (1946–1957). Bielefeld: Transcript Verlag, 2014. 342 p.
12. Sanio S. Im Labyrinth rationaler Verzweigungen: zu einigen kompositorischen Entscheidungen in der Musik seit 1960 [In the Labyrinth of Rational Ramifications: Concerning some Compositional Decisions in Music since 1960]. Neue Zeitschrift fur Musik [New Music Journal]. 2013. Volume 174. No. 5, S. 30–33.
13. Schnebel D. Mauricio Kagel. Music, Theater, Film. Cologne: Verlag M. DuMont, 1970. 338 p.
14. Strimple N. Choral Music in the Twentieth Century. New Jersey, 2005. 389 p.
15. Williams A. Post-War Modernism: Exclusions and Expansions. Journal of the Royal Musical Association. 2014. Volume 139. Issue 1, pp. 193–197.
16. Whittal A. Britten and Lutosławski: Taming the 20th Century Avant-garde. The Musical Times. 2013. Volume 154. No. 1923, pp. 3–19.
17. Zacharakis A., Pastiadis K., Reiss J. D. An Interlanguage Unification of Musial Timbre: Bridging Semantic, Perceptual, and Acoustic Dimensions. Music Perception. 2015. Volume. 32. Issue 4, pp. 394–412.