Природа и значение орнамента trillo в теории и вокальной практике эпохи барокко

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена В. Круглова

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме аутентичного исполнения вокальной музыки эпохи барокко. Автор поднимает вопросы верной расшифровки итальянской трели XVII века, названной Дж. Каччини «trillo». В рассматриваемую эпоху музыкантами подразумевалась не известная в настоящее время осцилляционная трель, а украшение, основанное на постепенно ускоряющейся репетиции одного и того же тона.
Трилло считалось одним из самых сложных вокальных орнаментов эпохи барокко, исполнение которого не только определяло технический и художественный уровень певца, но и создавало необходимую техническую платформу для освоения колоратурной техники. Указывается, что в период с конца XVI до середины XVII столетия отсутствовала унифицированная система терминов, относящихся к характеристике орнаментов. Одни и те же приёмы в исполнении нередко назывались разными терминами: трилло, тремоло, трель. Запутана и сама специфика исполнения украшения, которое музыканты и сегодня зачастую сравнивают с вибрато.
В статье рассматриваются природа и значение орнамента трилло в трёх аспектах: историческом, теоретическом и практическом. Отмечается, что вокальное исполнение данного украшения предполагает экспрессию в связи с воплощением и передачей аффектов. В соответствии с этим автор выдвигает гипотезу о двух формах артикулирования трилло в вокальном исполнении: стаккатной и нон легатной.
В статье впервые в отечественном музыкознании вокальный орнамент «итальянское трилло» исследуется в двух его составляющих понятиях: декоративного орнамента, способствующего передаче аффекта, и основополагающего вокально-технического элемента в искусстве барокко. Решается вопрос, является ли трилло в вокальном исполнительстве эпохи барокко синонимом вибрато певческого голоса в современном его представлении.
Материал статьи и выводы будут полезны певцам, исполняющим барочную музыку, для стилистически верной её интерпретации, а также могут использоваться в учебных курсах истории вокального исполнительства на вокальных отделениях музыкальных колледжей
и факультетов вузов.


Ключевые слова: музыка барокко, историческое пение, орнаментация, итальянская трель, trillo, вибрато, тремоло, старинная музыка, вокальная техника, гибкость голоса, украшение
и аффект, вокально-исполнительская школа.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Круглова, Е. В. (2024). Природа и значение орнамента trillo в теории и вокальной практике эпохи барокко. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 171–183. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.171-183
Раздел
Музыкальное исполнительство: история и современность
Биография автора

Елена В. Круглова, Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, профессор