Стиль ариозного пения в башкирской национальной опере

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Gulnaz S. Galina

Аннотация

В статье анализируются оперные вокальные формы, основанные на ариозной
стилистике, создание которой стало результатом функционирования жанра оперы
в башкирской национальной культуре. Указаны её фольклорные истоки – музыкальные
особенности народных полупротяжных песен халмак-кюев, в национальной фольклористике
разработанные недостаточно чётко. Рассмотрены возможные сочетания их с приёмами
европейской оперы, которые привели к возникновению национальной мелодики нового
типа. В качестве интонационных истоков ариозного стиля обозначаются русская романсная
стилистика, оперно-ариозный стиль русских композиторов-классиков, вальсовые и
протяжные башкирские темы, использованные в ритмически упрощённом виде. Отдельное
внимание уделено ориентальным ариозо, написанным под влиянием первой тюркской оперы
«Кёр-оглы» Узеира Гаджибекова. В результате изучения оперных ариозо и арий русских
авторов, а также представителей национальной культуры – Загира Исмагилова, Хусаина
Ахметова, Рауфа Муртазина, Салавата Низаметдинова – делается вывод о наличии в них
оригинального и самобытного стиля ариозного пения, развивающего как национальные, так
и европейские музыкальные традиции.

Ключевые слова: башкирская национальная опера, ариозный стиль, умеренные песни –
халмак кюи.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Galina, G. S. (2019). Стиль ариозного пения в башкирской национальной опере. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 44–52. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.044-052
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Gulnaz S. Galina, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Галина Гульназ Салаватовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры
этномузыкологии

Библиографические ссылки

1. Abezgauz I. V. Opera «Kerogly» Uzeira Gadzhibekova. O khudozhestvennykh otkrytiyakh kompozitora [The Opera “Koroglu” by Uzeyir Hajibeyov. About the Composer’s Artistic Discoveries]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1987. 232 p.
2. Dzhumakova U. R., Musakhodzhaeva S. K. Collective Creativity and Authorship in Opera: The Historical Experience of the Musical Culture of Kazakhstan. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 115–122. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.115-122.
3. Kushnarev Kh. S. Voprosy istorii i teorii armyanskoy monodicheskoy muzyki [Questions Concerning the History and Theory of Armenian Monodic Music]. Leningrad: Muzgiz, 1958. 626 p.
4. Ruch'evskaya E. A. «Ruslan» Glinki, «Tristan» Vagnera i «Snegurochka» Rimskogo- Korsakova: stil', dramaturgiya, slovo i muzyka [“Ruslan” by Glinka, “Tristan” by Wagner and “The Snow Maiden” by Rimsky-Korsakov: Style, Dramaturgy, Word and Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 395 p.
5. Ruch'evskaya E. A. Slovo i muzyka [Word and Music]. Analiz vokal'nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [Analysis of Vocal Works: A Textbook]. Ed. by O. P. Kolovskiy. Leningrad, 1988, pp. 5–80.
6. Saidasheva Z. N. Tatarskaya etnomuzykologiya: perspektivy razvitiya [Tatar Ethnomusicology: Development Prospects]. ICONI. 2019. No. 2, pp. 68–77. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.2.068-077.
7. Suleymanov R. S. O muzykal'nom fol'klore irgizo-kamelikskikh bashkir [About the Folk Music of the Irgizo-Kameliksky Bashkirs]. Narodnoe tvorchestvo bashkir [The Folk Art of the Bashkirs]. Edited by R. G. Kuzeev, N. V. Bikbulatov; USSR Academy of Sciences, Bashkir Branch, Institute of History, Language and Literature. Ufa, 1976, pp. 143–151.
8. Tsodokov E. S. Opera – ukhodyashchaya natura, ili Pominki po zhanru [Opera – the Departing Nature, or Wake on the Genre]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html (12.05.2017).
9. Mazalan P. Theater Stage Design of the 20th Century as Cultural Diplomacy. SGEM: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Sciences and Arts Pages. Sofia, 2016, pp. 407–413.
10. Orrey L. Opera: A Concise History. London: Thames and Hadson, 1987. 252 p.