Стиль ариозного пения в башкирской национальной опере
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье анализируются оперные вокальные формы, основанные на ариозной
стилистике, создание которой стало результатом функционирования жанра оперы
в башкирской национальной культуре. Указаны её фольклорные истоки – музыкальные
особенности народных полупротяжных песен халмак-кюев, в национальной фольклористике
разработанные недостаточно чётко. Рассмотрены возможные сочетания их с приёмами
европейской оперы, которые привели к возникновению национальной мелодики нового
типа. В качестве интонационных истоков ариозного стиля обозначаются русская романсная
стилистика, оперно-ариозный стиль русских композиторов-классиков, вальсовые и
протяжные башкирские темы, использованные в ритмически упрощённом виде. Отдельное
внимание уделено ориентальным ариозо, написанным под влиянием первой тюркской оперы
«Кёр-оглы» Узеира Гаджибекова. В результате изучения оперных ариозо и арий русских
авторов, а также представителей национальной культуры – Загира Исмагилова, Хусаина
Ахметова, Рауфа Муртазина, Салавата Низаметдинова – делается вывод о наличии в них
оригинального и самобытного стиля ариозного пения, развивающего как национальные, так
и европейские музыкальные традиции.
Ключевые слова: башкирская национальная опера, ариозный стиль, умеренные песни –
халмак кюи.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dzhumakova U. R., Musakhodzhaeva S. K. Collective Creativity and Authorship in Opera: The Historical Experience of the Musical Culture of Kazakhstan. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 115–122. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.115-122.
3. Kushnarev Kh. S. Voprosy istorii i teorii armyanskoy monodicheskoy muzyki [Questions Concerning the History and Theory of Armenian Monodic Music]. Leningrad: Muzgiz, 1958. 626 p.
4. Ruch'evskaya E. A. «Ruslan» Glinki, «Tristan» Vagnera i «Snegurochka» Rimskogo- Korsakova: stil', dramaturgiya, slovo i muzyka [“Ruslan” by Glinka, “Tristan” by Wagner and “The Snow Maiden” by Rimsky-Korsakov: Style, Dramaturgy, Word and Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 395 p.
5. Ruch'evskaya E. A. Slovo i muzyka [Word and Music]. Analiz vokal'nykh proizvedeniy: ucheb. posobie [Analysis of Vocal Works: A Textbook]. Ed. by O. P. Kolovskiy. Leningrad, 1988, pp. 5–80.
6. Saidasheva Z. N. Tatarskaya etnomuzykologiya: perspektivy razvitiya [Tatar Ethnomusicology: Development Prospects]. ICONI. 2019. No. 2, pp. 68–77. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.2.068-077.
7. Suleymanov R. S. O muzykal'nom fol'klore irgizo-kamelikskikh bashkir [About the Folk Music of the Irgizo-Kameliksky Bashkirs]. Narodnoe tvorchestvo bashkir [The Folk Art of the Bashkirs]. Edited by R. G. Kuzeev, N. V. Bikbulatov; USSR Academy of Sciences, Bashkir Branch, Institute of History, Language and Literature. Ufa, 1976, pp. 143–151.
8. Tsodokov E. S. Opera – ukhodyashchaya natura, ili Pominki po zhanru [Opera – the Departing Nature, or Wake on the Genre]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html (12.05.2017).
9. Mazalan P. Theater Stage Design of the 20th Century as Cultural Diplomacy. SGEM: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Sciences and Arts Pages. Sofia, 2016, pp. 407–413.
10. Orrey L. Opera: A Concise History. London: Thames and Hadson, 1987. 252 p.