Башкирский музыкальный фольклор как источник формирования национального оперного стиля

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Гульназ С. Галина

Аннотация

В статье анализируются речитативные и песенные жанры башкирской народной музыки, послужившие музыкально-интонационной основой для создания национальной оперной мелодики, соответствующей различным типам вокальной речи. Констатируется, что классификация стилистических разновидностей в фольклоре башкир совпадает с общей музыковедческой жанровой типологией. Рассматриваются противоположные по способам соотношения текста и музыки, а также вокализации поэтического текста речитативная и кантиленно-орнаментальная стилевые модели, ставшие основой различных типов речитативов и оперных вокальных форм. При этом более пристальное внимание уделено жанрам башкирской народной свадьбы и эпоса как сложнокомпонентным, их влияние на сюжетику, композицию, музыкально-интонационный строй.
В разделе статьи, где рассматривается жанр протяжной песни озон-кюй, представлены сведения о мелодических типах песен, сложившихся в фольклорной практике. Подчёркивается влияние народных песен о Салавате Юлаеве на формирование героической стилистики, а песен об Отечественной войне 1812 года – на тип выстраивания музыкальной логики в академическом искусстве. В результате выявляются фольклорные истоки башкирской оперы, обосновываются предпосылки для рождения национального стиля. В заключение рассмотрены критерии оценки исполнительского мастерства певцов, сложившиеся в народной среде и перешедшие в сферу академического искусства, а также специфика самого языка, способствующая развитию вокальности в фольклоре и оперном жанре.


Ключевые слова: башкирская национальная опера, башкирская народная музыка, хамак-кюй, озон-кюй, ритуальные благопожелания – теляк, причитание невесты – сенляу, духовные стихи мунажат.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Галина, Г. С. (2023). Башкирский музыкальный фольклор как источник формирования национального оперного стиля . Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 53(4), 135–147. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1483
Раздел
Вопросы этномузыкознания
Биография автора

Гульназ С. Галина, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, г. Уфа, Россия

Доктор искусствоведения, доцент кафедры традиционного музыкального исполнительства и этномузыкологии