Башкирский музыкальный фольклор как источник формирования национального оперного стиля
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье анализируются речитативные и песенные жанры башкирской народной музыки, послужившие музыкально-интонационной основой для создания национальной оперной мелодики, соответствующей различным типам вокальной речи. Констатируется, что классификация стилистических разновидностей в фольклоре башкир совпадает с общей музыковедческой жанровой типологией. Рассматриваются противоположные по способам соотношения текста и музыки, а также вокализации поэтического текста речитативная и кантиленно-орнаментальная стилевые модели, ставшие основой различных типов речитативов и оперных вокальных форм. При этом более пристальное внимание уделено жанрам башкирской народной свадьбы и эпоса как сложнокомпонентным, их влияние на сюжетику, композицию, музыкально-интонационный строй.
В разделе статьи, где рассматривается жанр протяжной песни озон-кюй, представлены сведения о мелодических типах песен, сложившихся в фольклорной практике. Подчёркивается влияние народных песен о Салавате Юлаеве на формирование героической стилистики, а песен об Отечественной войне 1812 года – на тип выстраивания музыкальной логики в академическом искусстве. В результате выявляются фольклорные истоки башкирской оперы, обосновываются предпосылки для рождения национального стиля. В заключение рассмотрены критерии оценки исполнительского мастерства певцов, сложившиеся в народной среде и перешедшие в сферу академического искусства, а также специфика самого языка, способствующая развитию вокальности в фольклоре и оперном жанре.
Ключевые слова: башкирская национальная опера, башкирская народная музыка, хамак-кюй, озон-кюй, ритуальные благопожелания – теляк, причитание невесты – сенляу, духовные стихи мунажат.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.