Башкирская оперная студия при Московской консерватории: страницы истории
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена вопросам реализации программы культурного строительства СССР в 30-е годы XX века, в частности, форсированной подготовке национальных музыкальных кадров. В центре внимания автора – Башкирская оперная студия при Московской консерватории. Основу статьи составили архивные материалы, почерпнутые из фонда Московской консерватории, хранящегося в Российском государственном архиве литературы и искусства, а также из архива Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и ведомственных фондов Национального архива Республики Башкортостан. Большая часть документов вводится в научный оборот впервые. Для воссоздания хронологии событий из жизни студийцев автором были использованы не изданные ранее воспоминания выпускницы студии Зайтуны Ильбаевой. Рассматриваются такие проблемы, как набор контингента, организация учебного процесса, создание национального репертуара, финансирование, быт. Освещается первый год функционирования Башкирского оперного театра. Должное внимание уделяется личности Газиза Альмухаметова как организатора Башкирской оперной студии.
Изучение документов, связанных с деятельностью оперной студии, помогает осмыслению сложной и противоречивой культурной ситуации в Башкирии в период интенсивного развития музыкально-театральных традиций республики.
Ключевые слова: музыкальная культура Башкирии, Башкирский театр оперы и балета, оперная студия, музыкальное образование, Московская консерватория, Газиз Альмухаметов.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Balgazina A. A. Rezhissery teatrov Bashkortostana: bibliograficheskiy spravochnik [Directors of the Theaters in Bashkortostan]. Ufa: Arkaim, 2014, pp. 32–35.
3. Vlasova E. S. 1948 god v sovetskoy muzyke: dokumentirovannoe issledovanie [1948 in Soviet Music: A Documented Study]. Moscow: Klassika-XXI, 2010. 456 p.
4. Galina G. S. K 75-letiyu Bashkirskogo gosudarstvennogo teatra opery i baleta: stranitsy istorii [Toward the 75th Anniversary of the Bashkir State Opera and Ballet Theatre]. Vatandash [Vatandash]. 2014. No. 2, pp. 189–200.
5. Idrisova M. A. Gaziz Al'mukhametov i bashkirskaya muzykal'naya kul'tura [Gaziz Almukhametov and Bashkir Musical Culture]. Gaziz Al'mukhametov: Stat'i. Vospominaniya. Dokumenty [Gaziz Almukhametov: Articles. Memories. Documents]. Compiled by M. A. Idrisova. Ufa, 2008, pp. 8–26.
6. Il'baeva Z. Z. Vospominaniya [Memoirs]. Ufa, 1982. 30 p. The manuscript is kept in the personal archive of E. M. Davydova.
7. Ilyalov I. G. Vospominaniya [Memoirs]. Gaziz Al'mukhametov: Stat'i. Vospominaniya. Dokumenty [Gaziz Almukhametov: Аrticles. Memoirs. Documents]. Compiled by M. A. Idrisova. Ufa, 2008, pp. 74–84. In the Tatar language.
8. Karpova E. K. About Studying the Musical Past of Bashkiria: a Historical Overview. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 151–158. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.151-158.
9. Makhney S. I. Russkie kompozitory i Bashkiriya (k probleme vzaimodeystviya dvukh kul'tur) [Russian Composers and Bashkortostan (Concerning the Problem of Interaction of Two Cultures)]. Ufa: Gilem, 2008. 168 p.
10. Moskovskaya konservatoriya: Ot istokov do nashikh dney [Moscow Conservatory: From its Origins to the Present Day]. Edited by N. A. Mironova. Мoscow: Progress-Tradition. 744 p.
11. Salikhova L. I. Natsional'nye muzykal'nye otdeleniya i opernye studii v Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii v 30-e gody XX veka [National Musical Departments and Opera Studios at the Moscow State Conservatory in the 1930s]. Muzykovedenie [Musicology]. 2009. No. 6, pp. 61–67.
12. Shin B. National Form and Socialist Content: Soviet Modernization and Making of Uzbek National Opera Between the 1920s and 1930s. Interventions-International Journal of Postcolonial Studies. Volume 9, Issue 3, pp. 416–433.