Преломление традиций фольклора в технике композиции башкирских композиторов (на примере фортепианной пьесы Р. Касимова «908»)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В искусстве России начала XX века произошли знаковые процессы, обогатившие её музыкальную культу-
ру. «Бесписьменный» фольклор национальных республик начал активно искать пути к сближению с академи-
ческой европейской музыкальной системой. Так было и в Башкирии, где параллельное существование евро-
пейской и восточной музыкальных традиций на протяжении XVI–XIX веков эволюционно привело к периоду
их активного взаимодействия.
На начальном этапе становления и развития башкирской фортепианной музыки, а также и впоследствии,
наиболее распространённым стал жанр миниатюры, где апробировались принципы соединения противопо-
ложных музыкальных систем Востока и Запада. В начале этого пути заметно воплощение поверхностного
фольклорного слоя: отражение картин природы Урала и бытовых сцен народной жизни, во многом интуитив-
ное использование лада, орнаментики и других признаков музыкального языка.
Понять менталитет народа, его древнее историческое прошлое, проникнуть в более глубокие фольклор-
ные пласты композиторы стремятся в 1980-е годы. Этому способствовало внимание историков и фольклори-
стов к изучению народного эпоса, религиозным устоям, а также распространение новой информации через
опубликование результатов ряда исследовательских работ. Данные процессы нашли отражение в образном
строе сочинений, что привело в свою очередь к поиску оптимальных средств композиции. Органичное пре-
творение новых традиций проявилось в пьесе Рафаила Касимова «908», где глубоко и ярко взаимодействуют
интонационная лексика башкирского фольклора и современные средства композиции, техники фортепианного
исполнительства.
Ключевые слова: Рафаил Касимов, башкирское фортепианное искусство, башкирский фольклор, фортепи-
анная пьеса «908» Р. Касимова.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Akhmetgaleeva G. B. Bashkirskoe narodnoe muzykal'no-poeticheskoe tvorchestvo (voprosy klassifikatsii): avtoref. dis. … kand. filol. nauk [Bashkir Folk Musical-Poetical Creativity (Issues of Classification): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology]. Ufa, 2005. 22 p.
3. Garipova N. F. Intonatsionnaya leksika i stilistika fortepiannykh proizvedeniy bashkirskikh kompozitorov [Intonational Vocabulary and Stylistics of Piano Works by Bashkir Composers]. Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, Laboratory of Musical Semantics. Ufa, 2002. 104 p.
4. Zhossan N. Yu. Pretvoreniye fol'klora v rakurse postmodernizma (na materiale otechestvennoy muzyki vtoroy poloviny XX v.) [Realization of Folklore in the Perspective of Postmodernism (on the Material of Russian Music of the Second Half of the 20th Century)]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarchip]. 2016. No. 2 (23), pp. 25–34. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.025-034.
5. Zaripov N. Т., Sagitov M. М. Bashkirskiy narodnyy epos [Bashkir Folk Epos]. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. T. 1: Epos [Bashkir Folk Art. Volume 1: The Epos]. Compiled by M. M. Sagitov. Ufa: Bashkir Publishing House, 1987. 544 p.
6. Sypalo N. V. Fortepiannoye tvorchestvo kompozitorov Dagestana. K probleme evolyutsii natsional'noy kompozitorskoy shkoly: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Piano Music by Composers of Dagestan. Concerning the Issue of Evolution of the National School of Composition: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2016. 26 p.
7. Sultangareyeva R. A. Magicheskiy fol'klor bashkir: spetsifika i miforitual'nye osobennosti repertuara [Magical Folklore of the Bashkirs: the Specificity and Mythological Features of the Repertoire]. Vestnik Chelyabinskogo gos. universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2014. No. 26 (355). Philology. Art History. Issue 93, pp. 108–114.
8. Suleymanov R. S. Zhemchuzhiny narodnogo tvorchestva Urala [Gems of the Folk Art of the Urals]. Ufa: Kitap, 1995. 248 p.
9. Khisamutdinova R. M. Poetika bashkirskoy protyazhnoy narodnoy pesni ozon-kyuy [The Poetics of the Bashkir Plangent Folk Song, the Ozon-Kuy]. Vestnik Chelyabinskoy gos. akademii kul'tury i iskusstva [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Art]. 2014. No. 3 (39), pp. 125–129.
10. Ul'masov F. A. O mnogomernosti vostochnoy monodii [About the Multidimensionality of Eastern Monody]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 3 (24), pp. 56–63.
11. Yunusova A. B. Islam v Bashkortostane [Islam in Bashkortostan]. Ufa: Ufimskiy poligrafkombinat, 1999. 353 p.
12. Yunusova V. N. Islam – muzykal'naya kul'tura i sovremennoe obrazovanie v Rossii: monografiya [Islam – Musical Culture and Modern Education in Russia: A Monographic Work]. Moscow: Khronograf, 1997. 152 p.
13. Antović Mihailo; Stamenković Dušan; Figar Vladimir. Association of Meaning in Program Music. On Denotation, Inherence, and Onomatopoeia. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 34, No. 2, December 2016, pp. 243. Figar 248. DOI: 10.1525/mp.2016.34.2.243.
14. Maes Pieter-Jan, Van Dyck Edith, Lesaffre Micheline, Leman Marc, Kroonenberg Pieter M. The Coupling of Action and Perception in Musical Meaning Formation. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 32, No. 1, September 2014, pp. 67–84. DOI: 10.1525/mp.2014.32.1.67.
15. McGowan Rebecca W., Levitt Andrea G. A Comparison of Rhythm in English Dialects and Music. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 28, No. 3, February 2011, pp. 307–314. DOI: 10.1525/mp.2011.28.3.307.
16. Ross Jaan, Lehiste Ilse. Timing in Estonian Folk Songs as Interaction between Speech Prosody, Meter, and Musical Rhythm. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 15, No. 4, Summer, 1998, pp. 319–333. DOI: 10.2307/40300861.