Смысловые структуры Сонаты для клавира К. 466, L. 118 фа минор Доменико Скарлатти
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Проблема постижения содержания музыкальных сочинений волнует исполнителей и
теоретиков музыки давно. Более пяти столетий человек стремится разгадать в музыкальных
нотных символах авторский замысел. И чем содержательнее исполнение, тем оно более
правдиво доносит до слушателя авторскую концепцию. Автор статьи в этой связи
предполагает, что время приоритетов интуитивного компонента в исполнительстве, который,
безусловно, очень важен, всё-таки ушло. Сегодня, во многом благодаря интенсивному
развитию музыкознания и его связям со смежными науками, появились технологии, с
помощью которых задача познания музыкального текста, проникновение вглубь сути
музыкального произведения стала вполне возможной. В этом направлении видится
большая заслуга научного коллектива Лаборатории музыкальной семантики Уфимского
государственного института искусств, возглавляемого доктором искусствоведения,
профессором Людмилой Шаймухаметовой – автором методологии семантического анализа
классических произведений.
В статье использованы элементы метода семантического анализа при расшифровке
смысловых структур содержания Сонаты К. 466, L. 118 фа минор Доменико Скарлатти
– сочинения, в котором прочитываются смысловые значения барочной инструментальной
и вокальной интонационной лексики, а также лексики инструментальных ансамблей.
Рассматривается проблема соотношения смысловых структур первичного (авторского)
текста и смысловой его детализации во вторичном тексте (исполнительском сценарии).
Ключевые слова: клавирные сонаты Доменико Скарлатти, семантический анализ
музыкальной темы, интонационная лексика сочинений барокко, смысловые структуры
музыкального тематизма, интонационные формулы, Лаборатория музыкальной семантики.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Morein Xenia N. Keyboard Urtext as the Ensemble Score in the Practice of Baroque. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 98–102. (In Russ.)
3. Morein K. N., Shaymukhametova L. N. Ansamblevoe muzitsirovanie v zerkale zapadnoevropeyskoy zhivopisi XVII–XVIII vekov [Ensemble Music-Making in the Mirror Reflection of 17th and 18th Century Western European Painting]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 135– 140. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.135-140.
4. Okhotnikov V. E. Klassicheskaya gitara: barokko i klassitsizm. Semanticheskie aspekty [The Classical Guitar: the Baroque Style and Classicism. Semantic Aspects]. St. Petersburg: Kompozitor, 2016. 80 p.
5. Repina Ksenia N. The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenigo Scarlatti. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 194–203. (In Russ.)
6. Simonova E. R. Iskusstvo arii v ital'yanskom opernom barokko (ot renessansnoy kantsonetty k arii da capo): issledovanie [The Art of Aria in Italian Baroque Opera (from the Renaissance Canzonetta to the Aria da Capo): Research]. Ufa: Editorial and Publishing Center of the Ufa State Academy of Arts named after Z. Ismagilov, 2005. 164 p.
7. Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 31, pp. 156–165. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.
8. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 1998. 265 p.
9. Alexeyeva Irina V. About the Genre Specificity of Instructive and Concert Vocalises. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 74–81. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.074-081.
10. Barrios I. H. Sonatas – Dances; Domenico Scarlatti and the Eighteenth-Century Spanish Keyboard Music School. Eighteenth-Century Music. 2013. Vol. 10, Issue 1, pp.153–154.
11. Calvo L. C. The Development of the Idiomatic Piano Language through Clement’s Edition of D. Scarlatti’ s Sonates (1791). Anuario musical. 2017. Issue 72, pp. 123–136.
12. Frey A., Hautbois X., Bootz P., Tijus C. An Experimental Validation of Temporal Semiotic Units and Parameterized Time Motifs. Musicae Scientiae. 2014. Vol. 18, Issue 1, pp. 98–123. DOI: 10.1177/1029864913516973.
13. Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.
14. Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.