Воплощение театрально-образной пасторали в клавирных сонатах Гайдна
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В самых разных музыкальных сочинениях Гайдна – операх, симфониях, кантатах и ораториях – широко
проявила себя пасторальная лирика, однако наиболее тонкое выражение пастораль нашла в камерной музыке.
Присутствуя во всех частях цикла, наиболее часто и непосредственно пастораль проявляется именно в медлен-
ных частях сонат. При анализе интонационной лексики медленных частей фортепианных сонат Гайдна обна-
руживается особый способ воплощения пасторали – театрально-образный. Возможно наметить и условную
классификацию такого типа гайдновской пасторали, когда сюжет музыкальной темы представлен и театраль-
ной сценой-диалогом, и монологом, а также сценой-дивертисментом с музыкальным сопровождением. Всё
сказанное имеет значение для постановки художественных задач пианистического интонирования.
Возведённая в высшую степень условности исполнительская трактовка таких музыкальных тем диктует
пианисту необходимость осознанных и регламентированных действий в контексте «театральной сцены», не
допускает эмоциональных преувеличений, излишеств в выборе исполнительских средств: динамики, агогики,
темпов и педали. «Узнаваемость» пасторали – не в вокально-речитативном, аффектированно-романтическом
изложении, а во внешней театральности тонких чувствований, культивировании изысканных деталей. Сверх-
задачей исполнения выступает воссоздание лирических, интимных переживаний, выразительности и искренно-
сти эмоции в рамках регламентированного, неэкспрессивного изложения, в галантной манере «из манжет».
Ключевые слова: Й. Гайдн, фортепианные сонаты, пастораль в музыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dmitrieva N. A. Kratkaya istoriya iskusstv [A Concise History of the Arts]. Moscow: Iskusstvo, 1991. 318 p.
3. Kazantseva L. P. Muzykal’nyy portret [A Musical Portrait]. Moscow: NTTs “Konservatoriya,” 1995. 124 p.
4. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVII – nachala XVIII vekov [The Classical Style in the Music of the 17th and Early 18th Centuries]. Moscow: Moscow State Conservatory, 1996. 181 p.
5. Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [The Theater and the Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 371 p.
6. Kremlev Yu. A. Yozef Gaydn: Ocherk zhizni i tvorchestva [Joseph Haydn: A. Sketch of his Life and Creativity]. Moscow: Muzyka, 1972. 320 p.
7. Livanova T. N. Zapadnoyevropeyskaya muzyka XVII – XVIII vekov v ryadu iskusstv: issledovaniye [Western European Music of the 17th and 18th Centuries: A Research Work]. Moscow: Muzyka, 1977. 528 p.
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 308 pp.
9. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Music Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.
10. Yakimovich A. K. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto [About the Sources and the Nature of the Art of Watteau]. Zapadnoyevropeyskaya khudozhestvennaya kul’tura XVIII veka [Western European Artistic Culture of the 18th Century]. Edited by V. Prokofiev. Moscow, 1980, pp. 41–79.