Воплощение театрально-образной пасторали в клавирных сонатах Гайдна

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Amina I. Asfandyarova

Аннотация

В самых разных музыкальных сочинениях Гайдна – операх, симфониях, кантатах и ораториях – широко
проявила себя пасторальная лирика, однако наиболее тонкое выражение пастораль нашла в камерной музыке.
Присутствуя во всех частях цикла, наиболее часто и непосредственно пастораль проявляется именно в медлен-
ных частях сонат. При анализе интонационной лексики медленных частей фортепианных сонат Гайдна обна-
руживается особый способ воплощения пасторали – театрально-образный. Возможно наметить и условную
классификацию такого типа гайдновской пасторали, когда сюжет музыкальной темы представлен и театраль-
ной сценой-диалогом, и монологом, а также сценой-дивертисментом с музыкальным сопровождением. Всё
сказанное имеет значение для постановки художественных задач пианистического интонирования.
Возведённая в высшую степень условности исполнительская трактовка таких музыкальных тем диктует
пианисту необходимость осознанных и регламентированных действий в контексте «театральной сцены», не
допускает эмоциональных преувеличений, излишеств в выборе исполнительских средств: динамики, агогики,
темпов и педали. «Узнаваемость» пасторали – не в вокально-речитативном, аффектированно-романтическом
изложении, а во внешней театральности тонких чувствований, культивировании изысканных деталей. Сверх-
задачей исполнения выступает воссоздание лирических, интимных переживаний, выразительности и искренно-
сти эмоции в рамках регламентированного, неэкспрессивного изложения, в галантной манере «из манжет».

Ключевые слова: Й. Гайдн, фортепианные сонаты, пастораль в музыке.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Asfandyarova, A. I. (2017). Воплощение театрально-образной пасторали в клавирных сонатах Гайдна. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 51–57. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.051-057
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Amina I. Asfandyarova, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Асфандьярова Амина Ибрагимовна, ректор, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано

Библиографические ссылки

1. Bulycheva A. V. Affekt i chuvstvo v liricheskikh tragediyakh Zh. B. Lulli [Affect and Feeling in the Lyrical Tragedies by Jean-Baptiste Lully]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1997. No.1, pp. 74–82.
2. Dmitrieva N. A. Kratkaya istoriya iskusstv [A Concise History of the Arts]. Moscow: Iskusstvo, 1991. 318 p.
3. Kazantseva L. P. Muzykal’nyy portret [A Musical Portrait]. Moscow: NTTs “Konservatoriya,” 1995. 124 p.
4. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVII – nachala XVIII vekov [The Classical Style in the Music of the 17th and Early 18th Centuries]. Moscow: Moscow State Conservatory, 1996. 181 p.
5. Konen V. D. Teatr i simfoniya. Rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii [The Theater and the Symphony. The Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony]. Moscow: Muzyka, 1975. 371 p.
6. Kremlev Yu. A. Yozef Gaydn: Ocherk zhizni i tvorchestva [Joseph Haydn: A. Sketch of his Life and Creativity]. Moscow: Muzyka, 1972. 320 p.
7. Livanova T. N. Zapadnoyevropeyskaya muzyka XVII – XVIII vekov v ryadu iskusstv: issledovaniye [Western European Music of the 17th and 18th Centuries: A Research Work]. Moscow: Muzyka, 1977. 528 p.
8. Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal’noy temy [The Migrating Intonational Formula and the Semantic Context of the Musical Theme]. Moscow: State Institute for Art Studies, 1999. 308 pp.
9. Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Music Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.
10. Yakimovich A. K. Ob istokakh i prirode iskusstva Vatto [About the Sources and the Nature of the Art of Watteau]. Zapadnoyevropeyskaya khudozhestvennaya kul’tura XVIII veka [Western European Artistic Culture of the 18th Century]. Edited by V. Prokofiev. Moscow, 1980, pp. 41–79.