Вокальный цикл для меццо-сопрано, фагота и фортепиано «Черепки» Е. Панченко на стихи А. Ахматовой
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Вокальный цикл Елизаветы Панченко «Черепки» на стихи Анны Ахматовой – образец подлинно новатор-
ского современного воплощения специфической речевой интонации с её мельчайшими эмоциональными
оттенками, а также нестандартной трактовки солирующего инструментального тембра. Написанный для
вокально-инструментального трио (меццо-сопрано, фагот, фортепиано), цикл в то же время остаётся во-
кальным по существу и природе тематизма. Черты сквозного развития в цикле, непрерывное обновление
материала, свобода тематического развития, свойственные в большей степени инструментальным сочинени-
ям, в то же время ориентируются на повышенное внимание к микросинтаксическим единицам поэтического
и музыкального текста. Музыкальное содержание цикла изобилует характерными для музыки нынешнего
и ушедшего столетий высочайшими достижениями в области лада, гармонии, фактуры, интонации. Уже в
процессе репрезентации формируется диалог двух равноправных солистов – главных действующих лиц поэ-
мы. Впервые в вокальной музыке фагот трактуется как тембр голоса, не имеющего словесной характеристи-
ки незримого персонажа. Композитор претворяет контртенденцию образного содержания первоисточника,
скрытую в подтексте повествования: не только мать оплакивает несправедливо арестованного сына, но и
ещё живой сын прощается с матерью, не надеясь увидеться с ней.
Ключевые слова: А. Ахматова, Е. Панченко, Л. Гумилёв, вокальный цикл, Поэма «Черепки», фагот, речевая
интонация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ivanova E. V. “You Cannot Leave your Mother an Orphan” (k predystorii odnoy muzykovedcheskoy raboty) [“You Cannot Leave your Mother an Orphan” (Concerning the Prehistory of one Musicological Text)]. Pesni tsikad: sbornik esse i statey [The Song of the Cicadas: a Compilation of Essays and Articles]. Compiled by L.V. Dubakov; Yaroslavl L.V. Sobinov College of Music. Yaroslavl, 2016, рр. 11–13.
3. Popov V. S. Chelovecheskiy golos fagota. Instrument i ego istoriya, problemy pedagogiki i ispolnitelstva: dis. …kand. iskusstvovedeniya [The Human Voice of the Bassoon. The Instrument and its History: Issues of Pedagogy and Performance: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2014. 378 p.
4. Ruchyevskaya E. A. Tematizm i forma v metodologii analiza muzyki XX veka [Thematicism and Form in the Methodology of Analysis of Twentieth Century Music.]. Raboty raznykh let: sb. statey: v 2 t. T. 1: Stat’i. Zametki. Vospominaniya [Works from Various Years: Compilation of Articles in 2 Volumes. Vol. 1: Articles. Notes. Memories]. St. Peterburg, 2011, pp. 337–388.
5. Ruchyevskaya E. A. O metodakh pretvoreniya i vyrazitelnom znachenii rechevoy intonatsii [Concerning the Methods of Implementation and the Expressive Meaning of Speech Intonation]. Ibid. T. 2: O vokalnoy muzyke [Volume 2: On Vocal Music]. St. Peterburg, 2011, pp. 91–134.
6. Vande Moortele S. In Search of Romantic Form. Music Analysis, 2013. No. 32, pp. 404–431. DOI: 10.1111/musa.12015.
7. Zavlunov D. Constructing Glinka. The Journal of Musicology. 2014. Vol. 31, No. 3, pp. 326–353.
8. Zohn S. The Baroque Concerto in Theory and Practice. The Journal of Musicology, Vol. 26 No. 4, Fall 2009, pp. 566–594. DOI: 10.1525/jm.2009.26.4.566.