О некоторых особенностях жанрово-стилевого варьирования в цикле строгих вариаций на примере «Темы с вариациями» для фагота и фортепиано Б. Дварионаса

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ekaterina V. Ivanova
Maksim A. Kharin

Аннотация

Статья направлена на выявление особенностей жанрово-стилевого варьирования в цикле строгих вариаций в музыке XX века. На примере Темы с вариациями для фагота с фортепиано (1946) литовского композитора Балиса Дварионаса показано, что одной из главных нормативных особенностей формообразования в цикле вариаций является способ тематического преобразования. Привычное для строгих вариаций орнаментальное и фактурно-регистровое переизложение темы уступает место насыщенному жанрово-стилевому развитию музыкального материала. В интенсивности жанровых метаморфоз обнаруживается сходство с отдельными циклами строгих вариаций Л. ван Бетховена.

Цель подробного рассмотрения вариаций – раскрыть равноправие жанровых и мелодико-фактурных способов варьирования в строгих вариациях, в противовес общепринятой концепции о господстве жанрового варьирования в свободных вариациях. Отдельное внимание авторов направлено на анализ синтаксической основы музыкальной темы вариаций, поскольку элементы темы являются тематической основой рельефного и фонового материала каждой вариации. Внутри цикла вариаций прослеживаются и признаки иных музыкальных форм.

Авторы стремятся прочертить жанрово-временную ретроспективу из ХХ в XVII век, отмечая процесс демократизации музыкального искусства, объединение бытовых и профессиональных жанров.

Ключевые слова: Балис Дварионас, литовские композиторы, строгие вариации в музыке ХХ века

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Ivanova, E. V., & Kharin, M. A. (2015). О некоторых особенностях жанрово-стилевого варьирования в цикле строгих вариаций на примере «Темы с вариациями» для фагота и фортепиано Б. Дварионаса. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 104–112. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.104-112
Раздел
Теория музыки
Биографии авторов

Ekaterina V. Ivanova, Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова

Иванова Екатерина Владимировна –
преподаватель теоретических дисциплин

Maksim A. Kharin, Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова

Харин Максим Алексеевич –
кандидат технических наук,
студент отделения духовых
и ударных инструментов

Библиографические ссылки

1. Asafyev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka Press, 1971. 376 p.
2. Bershadskaya T. S. Variatsii [Variations]. Muzykal’naya forma. Glava 7 [Musical Form. Chapter 7]. Ed. Yu. N. Tyulin. Moscow: Muzyka Press, 1974, pp. 172–197.
3. Bobrovsky V. P. Funktsional’nye osnovy muzykal’noy formy [The Functional Foundations of Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1978.
4. Bokshchanina E. A. Istoriya muzyki narodov SSSR [History of Music of the Peoples of the USSR]. 2nd Edition. Moscow: Muzyka Press, 1978. 429 p.
5. Grigoryeva G. V. Muzykal’nye formy 20 veka [20th Century Musical Forms]. Moscow: Vlados, 2004. 175 p.
6. Ivanova L. P. Programma-konspekt kursa analiza muzykal’noy formy dlya fortepiannogo fakul’teta konservatorii [Program-Abstract of the Course of Analysis of Musical Form for the Piano Department of the Conservatory]. St. Petersburg: St. Petersburg State N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory, 2003. 32 p.
7. Mazel’ L. A. Stroenie muzykal’nykh proizvedeniy [The Structure of Musical Compositions]. Moscow: Muzyka Press, 1979. 466 p.
8. Ponomarev S. V. K probleme vzaimosvyazi tembra i formy v muzykal’nom proizvedenii: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Concerning the Issue of the Interconnection of Timbre and Form in a Musical Composition: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts ]. Moscow, 2011. 30 p.
9. Protopopov V. V. Variatsionnye protsessy v muzykal’noy forme [Variation Processes in Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 149 p.
10. Popov V. S. Chelovecheskiy golos fagota. Instrument i ego istoriya, problemy pedagogiki i ispolnitel’stva: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Human Voice of the Bassoon. The Instrument and its History, Issues of Pedagogics and Performance: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2014. 378 p.
11. Ruchyevskaya E. A. Klassicheskaya muzykal’naya forma [Classical Musical Form]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 1998. 268 p.
12. Ruchyevskaya E. A. Funktsii muzykal’noy temy [Functions of the Musical Theme]. Leningrad: Muzyka Press, 1977. 158 p.
13. Tyulin Yu. N. Stroenie muzykal’noy rechi [The Structure of Musical Speech]. M.: Muzyka, 1962. 207 p.
14. Kholopov Yu. N. Muzykal’nye formy klassicheskoy traditsii [Musical Forms of the Classical Tradition]. Moscow: Moscow Conservatory, 2012. 563 p.
15. Tsukkerman V. A. Analiz muzykal’nykh proizvedeniy. Variatsionnaya forma [Analysis of Musical Compositions. The Variation Form]. 2nd Edition. Moscow: Muzyka Press, 1987. 243 p.