О феноменах формы-схемы, формулы и супер-формулы в произведениях К. Штокхаузена

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Natalia V. Sannikhova

Аннотация

В статье под творческим методом подразумевается метод композиции как наиболее значимый и притягательный аспект деятельности немецкого композитора-авангардиста. Предметом изучения выступают форм-схемы, формулы различных опусов и, главным образом, супер-формула оперной гепталогии «Свет» как базовые структурные компоненты штокхаузеновских сочинений четырех десятков лет. В результате исследования автор приходит к выводу, что комплементарность различных композиционных подходов позволяет представить структурные категории творческого метода композитора в виде иерархически стройной, единой, неизменяемой системы лишь в отдельных аспектах.

Ключевые слова: музыка ХХ века, западноевропейский авангард,  техника композиции, сериализм,  форма-схема композиции

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Sannikhova, N. V. (2008). О феноменах формы-схемы, формулы и супер-формулы в произведениях К. Штокхаузена. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 3(2), 181–187. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/741
Раздел
Техника композиции ХХ века
Биография автора

Natalia V. Sannikhova, Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Санникова Наталья Владимировна – 
преподаватель

Библиографические ссылки

1. Kurbatskaya S. Seriynaya muzyka: voprosy istorii, teorii, estetiki. — M.: Sfera, 1996.
2. Pospelov P., Chaplygina M. Kamennyy angel ili bozhestvennyy rebenok // Medved'. — 1996. — № 1–2. — S. 44–46.
3. Savenko S. Dyshat' vozdukhom inykh planet // Sovetskaya muzyka. — 1990. — № 10. — S. 58–65.
4. Tyulina S. Sostoyanie zvukovysotnoy sistemy v sovremennoy zarubezhnoy muzyke (K. Shtokkhauzen, D. Ligeti: 1960–80 gg.): avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — M., 1995.
5. Tsaregradskaya T. Kriticheskiy analiz kompozitsionnykh metodov Buleza, Shtokkhauzena, Bebbita: k probleme sravnitel'nogo analiza muzykal'nogo avangarda 50-kh godov: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — Vil'nyus, 1988.
6. Shtokkhauzen K. Mul'tiformal'naya muzyka / per. S. Savenko // XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki, dokumenty. — M.: Muzyka, 1995. — Vyp. 1. — S. 46–47.
7. Peters G. Holy Seriousness in the play. Essays on the music of Karl-heinz Stockhausen. — Stockhausen-Stiftung für Music, 2003.
8. Toop R. Six lectures from the Stockhausen Courses Kürten 2002. — Stockhausen Foundation for Music, 2005.