О феноменах формы-схемы, формулы и супер-формулы в произведениях К. Штокхаузена
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье под творческим методом подразумевается метод композиции как наиболее значимый и притягательный аспект деятельности немецкого композитора-авангардиста. Предметом изучения выступают форм-схемы, формулы различных опусов и, главным образом, супер-формула оперной гепталогии «Свет» как базовые структурные компоненты штокхаузеновских сочинений четырех десятков лет. В результате исследования автор приходит к выводу, что комплементарность различных композиционных подходов позволяет представить структурные категории творческого метода композитора в виде иерархически стройной, единой, неизменяемой системы лишь в отдельных аспектах.
Ключевые слова: музыка ХХ века, западноевропейский авангард, техника композиции, сериализм, форма-схема композиции##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Pospelov P., Chaplygina M. Kamennyy angel ili bozhestvennyy rebenok // Medved'. — 1996. — № 1–2. — S. 44–46.
3. Savenko S. Dyshat' vozdukhom inykh planet // Sovetskaya muzyka. — 1990. — № 10. — S. 58–65.
4. Tyulina S. Sostoyanie zvukovysotnoy sistemy v sovremennoy zarubezhnoy muzyke (K. Shtokkhauzen, D. Ligeti: 1960–80 gg.): avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — M., 1995.
5. Tsaregradskaya T. Kriticheskiy analiz kompozitsionnykh metodov Buleza, Shtokkhauzena, Bebbita: k probleme sravnitel'nogo analiza muzykal'nogo avangarda 50-kh godov: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. — Vil'nyus, 1988.
6. Shtokkhauzen K. Mul'tiformal'naya muzyka / per. S. Savenko // XX vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki, dokumenty. — M.: Muzyka, 1995. — Vyp. 1. — S. 46–47.
7. Peters G. Holy Seriousness in the play. Essays on the music of Karl-heinz Stockhausen. — Stockhausen-Stiftung für Music, 2003.
8. Toop R. Six lectures from the Stockhausen Courses Kürten 2002. — Stockhausen Foundation for Music, 2005.