Чтобы не угасла искра Моцарта: к проблеме гуманитаризации современной системы образования
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье обосновывается необходимость гуманитаризации системы образования, вынужденной постоянно
преодолевать множество противоречий, характерных для современного глобализирующегося мира. Это и
острый цивилизационный кризис, влекущий за собой нарастание агрессии в обществе, и специфика ин-
формационной цивилизации, ведущая к стандартизации и унификации культурных ценностей, и постоянно
усиливающийся натиск массовой культуры, отнюдь не способствующий духовному расцвету человечества.
Раскрывается целый ряд значимых аспектов проблемы, чрезвычайную актуальность которых определяет
интерес к ней со стороны представителей научной общественности: философов, культурологов, социологов,
психологов, педагогов. По результатам проведённых исследований автором статьи представлены основные
методологические подходы к выдвинутой проблеме, механизмы, способствующие преодолению существую-
щих противоречий. Делается вывод, согласно которому гуманитаризация современной системы образования
являет собой эффективный инструмент социальной адаптации личности, реализации её творческого потен-
циала, а следовательно, и социального оздоровления и обновления современного общества.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, духовные ценности, межкультурный диалог, эстетика
мышления, эстетика духовного переживания, художественное пространство культуры.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Brodsky I. A. Stikhotvoreniya [Poems]. Tallinn: Alexandra, 1991. 256 p.
3. Vygotsky L. S. Iskusstvo i psikhoanaliz [Art and Psychoanalysis]. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya [The Psychology of Artistic Creativity: a Chrestomathy]. Minsk, 2003, pp. 22–43.
4. Gatchev G. D. Mental’nosti narodov mira [The Mentalities of the Peoples of the World]. Moscow: Algoritm, Eskmo, 2008. 544 p.
5. Denn M. Logika tvorcheskogo akta v filosofii Gustava Shpeta [The Logic of the Creative Act in the Philosophy of Gustav Schpett]. Gustav Shpet i sovremennaya filosofiya gumanitarnogo znaniya [Gustav Schpett and the Contemporary Philosophy of Humanitarian Knowledge]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur [The Languages of Slavic Cultures], 2006, pp. 236–250.
6. Ivanov S. P. Psikhologiya khudozhestvennogo deystviya subyekta [The Psychology of the Artistic Action of the Subject]. Moscow; Voronezh: Modek, 2001. 640 p.
7. Kagan M. S. Izbrannye trudy. Vyp. 1: Problemy metodologii [Selected Works. Issues of Methodology]. St. Petersburg: Petropolis, 2006. 356 p.
8. Kanke V. A. Etika otvetstvennosti. Teoriya morali budushchego [The Ethics of Responsibility. The Theory of Morality of the Future]. Moscow: Logos, 2003. 352 p.
9. Karavkin V. I. Ideal’naya model’ kul’tury [The Ideal Model of Culture]. Moscow: OGI, 2010. 336 p.
10. Clark J. Illustrirovannaya khronika otkrytiy i izobreteniy s drevneyshikh vremyon do nashikh dney. Nauka i tekhnologiya: lyudi, daty, sobytya [Illustrated Chronicles of Discoveries from the Earliest Times up to the Present Days. Science and Technology. People, Dates, Events]. Moscow: Astrel, 2002. 332 p.
11. Mamardashvili M. K. Estetika myshleniya [The Aesthetics of Thinking]. Moscow: Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy [The Moscow School of Political Research], 2001. 416 p.
12. Mandelstam O. E. Ob iskusstve [About Art]. Moscow: Iskusstvo, 1995. 416 p.
13. Minayev E. A. Muzykal’no-informatsionnoye pole v evolutsionnykh protsessakh iskusstva: monografiya [The Musical Informational Field in the Evolutional Processes of Art: Monographic Work]. Moscow: Muzyka, 2000. 392 p.
14. Nadirova L. L. Struny obshchnosti: teoreticheskiye osnovy razvitiya empatii u studentov muzykal’no-pedagogicheskikh universitetov [The Strings of Community: The Theoretical Basis of the Development of Empathy in Students of Musical and Pedagogical Universities]. Vladimir: VPGU, 1999. 318 p.
15. Pabst A. Modely globalizatsii [The Models of Globalization]. Etnos. Normy i tsennosti v epokhu globalizatsii: nauch. konf. London, 14 oktyabrya 2013 [Ethnos. The Norms and Values in the Era of Globalization. London, October 14, 2013]. St. Petersburg: SPbGUP, 2014, pp. 15–19.
16. Rank O. Estetika i psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [The Aesthetics and Psychology of Artistic Creativity]. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya [The Psychology of Artistic Creativity: a Chrestomathy]. Minsk, 2003, pp. 5–21.
17. Rodin A. I. Besedy ob iskusstve [Conversations about Art]. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2014. 320 p.
18. Roshak T. Istoki kontrkul’tury [The Sources of Counterculture]. Moscow: AST, 2014. 380 p.
19. Selchenok K. Khudozhestvo nashey zhizni [The Artistry of our Lives]. Psikhologia khudozhestvennogo tvorchestva: khrestomatiya [The Psychology of Artistic Creativity. A Chrestomathy]. Minsk, 2003, pp. 432– 437.
20. Saint-Exupery, Antoine. Smysl zhizni [The Meaning of Life]. Moscow: Eksmo, 2013. 324 p.
21. Fromm E. Imet’ ili byt’ [To Have or to Be]. Moscow: AST, 2014. 320 p.
22. Fromm E. Iskusstvo byt’ [The Art of Being]. Moscow: AST, 2014. 348 p.
23. Shor Yu. M. Kul’tura kak perezhivaniye (Gumanitarnost’ kul’tury) [Culture as an Experience; The Humanitarian Aspect of Culture]. St. Petersburg: SPbGUP, 2003. 220 p.
24. Yakovenko A. V. O kul’turno-tsivilizatsionnom mnogoobrazii mira [On the Cultural and Civilizational Diversity of the World]. Etnos. Normy i tsennosti v epokhu globalizatsii: nauch. konf. London, 14 oktyabrya 2013 [Ethnos. The Norms and Values in the Era of Globalization. London, October 14, 2013]. St. Petersburg: SPbGUP, 2014, pp. 7–10.