Диалектика монументальности и интимности в жанре Orchestergesang эпохи fin de siècle
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Появление первых оркестровых переложений Klavierlied повлекло за собой качественные преобразования жанра
песни, которые легли в основу Orchestergesang – жанровой разновидности оркестровой песни, сложившейся на
рубеже XIX–XX веков и ставшей ярким представителем эпохи fin de siècle в музыкальном искусстве. В опоре
на этимологию самого слова Orchestergesang, а также на основании анализа сочинений Р. Штрауса, Г. Малера,
А. Цемлинского, М. Шиллингса, Х. Пфицнера и других в статье рассматривается прямая зависимость исследуе-
мого явления от симфонической и вокальной музыки, чем определяются такие стилевые свойства Orchestergesang,
как монументальность либо интимность. Качество монументальности Orchestergesang обусловлено связью с
симфонией и её производными, а также с оперным жанром. Влияние симфонии проявляется в симфонизации
жанра песни, что выражается в формообразовании, принципах работы с тематизмом, полифонизации фактуры,
продолжительности звучания, использовании больших оркестровых составов. Связь Orchestergesang с оперными
формами отмечена выходом жанра песни за пределы салонного звучания, наличием оркестрового сопровожде-
ния, усложнением вокальной партии, изменением стиля исполнения в сторону психологически заострённой де-
кламации. Качество интимности в Orchestergesang, прежде всего, связано с наследованием традиций Lied, чем об-
условлены выбор поэтического текста лирического содержания, а также интонационная детализация вокальной
партии и своеобразие оркестровки. Классификация Orchestergesang эпохи fin de siècle построена по убыванию
качеств монументальности и представлена наиболее показательными образцами сочинений.
Ключевые слова: музыка Австрии и Германии, Orchestergesang, оркестровая песня, fin de siècle.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vlasova N. O. Aleksandr Tsemlinskiy. Zhizn’ i tvorchestvo: monografiya [Alexander Zemlinsky. Life and Musical Works: Monographic Work]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2014. 416 p.
3. Gustav Maler i muzykal’naya kul’tura ego vremeni [Gustav Mahler and the Musical Culture of His Time]. Edited by I. A. Barsova and I. V. Viskova. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2013. 344 p.
4. Devutskiy V. Ye. Kontseptsiya vtoroy simfonii Gustava Malera na peresechenii romanticheskikh i modernistskikh tendentsiy [The Main Conception in Gustav Mahler’s Second Symphony at the Crossroads between Romantic and Modernist Tendencies]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2(13), pp. 176–186.
5. Denisova G. A. Orkestrovaya pesnya epokhi fin de siècle: k voprosu o zhanrovoy i terminologicheskoy spetsifike [The Orchestral Song of the Period of the Fin de Siècle: Concerning the Question of Specificity of Genre and Terminology]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 2 (19), pp. 106–113.
6. Kolotilenko N. Vokal’no-instrumental’noe tvorchestvo R. Shtrausa: pozdneromanticheskaya traktovka zhanra [The Vocal and Instrumental Oeuvres of Richard Strauss: Late Romantic Interpretation of a Genre]. Izrail’ XXI [Israel XXI]. 2015, No. 54. URL: http://21israel-music.com/Strauss_pesni.htm.
7. Krauze E. Rikhard Shtraus [Krause, Ernst. Richard Strauss]. Translated from the German by G. V. Nashatyr’, Preface to the Russian edition by B. V. Levik. Moscow: Muzgiz, 1961. 600 p.
8. Mitina A. O. Orkestrovaya pesnya v russkoy muzyke XIX – nachala XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Orchestral Song in the Russian Music of the 19th and Early 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2011. 231 p.
9. Bekker P. Gustav Mahlers Sinfonien [Gustav Mahler’s Symphonies]. Berlin, 1921. 359 S.
10. Danuser H. Der Orchestergesang des Fin de siècle. Eine historische und ästhetische Skizze [The Orchestral Song of the Fin de siècle. A Historical and Aesthetic Sketch]. Die Musikforschung [Music Research]. Bärenreiter-Verlag Karl Vötterle GmbH & Co. KG. Kassel, 1977. S. 425–452.
11. Danuser H. Gustav Mahlers Symfonie “Das Lied von der Erde” als Problem der Gattungsgeschischte [Gustav Mahler’s Symphony “The Song of the Earth” as an Issue of Genre History]. Arhiv für Musikwissenschaft 40 [Archive for Music Scholarship 40]. Jahrg., H. 4, 1983. S. 276–286.
12. Haller S. Wort-Ton-Gestaltung in der Sinfonik Gustav Mahlers [Word-Tone-Creation in the Symphonies of Gustav Mahler]. [Überarbeitete und erweiterte Fassung der Dissertation: Haller, Silja: Wort-Ton- Gestaltung in der Sinfonik Gustav Mahlers. Potsdam, 2005]. Universitätsverlag Potsdam, 2012. 382 S.
13. Kahnt С. Musik und Jugendstil. Untersuchungen zu den Orchesterliedern der Jahrhundertwende [Music and Jugendstil. Research of Orchestral Songs of the Turn of the Century]. Musik zur Jahrhundertwende [Music of the Turn of the Century]. Hrsg. von W. Keil. Hildesheim, 1995. S. 98–122.
14. Kravitt E. F. Das Lied – Spiegel der Spätromantik [The Lied – a Mirror of Late Romanticism. Yale University Press. 1996]. Georg Olms Verlag: Hildesheim, Zürich, New York, 2004. 389 S.
15. Lee Henry C. Symphonic texts and the cultural ideology of Mahler’s Lieder: A Dissertation presented to the Faculty of the Graduate School of Cornell University In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. January, 2009. 261 p.
16. Leitmeir Ch. Th. Orchesterlieder [The Orchestral Song]. Werbeck W. Richard Strauss-Handbuch [Richard Strauss Handbook]. Verlag J. B. Metzler: Stuttgart- Weimar, 2014. S. 348–361.
17. Louis R. Die deutsche Musik der Gegenwart [The German Music of the Present Day]. München- Leipzig, 1909. 324 S.
18. Mohr G. Rücklichtlose Polyphonie oder: Was geschah unter dem Lindenbaum? Gustav Mahlers Lieder eines fahrenden Gesellen [Counterpoint without Back Light or: What Happened under the Lime Tree? Gustav Mahler’s “Songs of a Wayfarer”]. Musik-Konzepte. Neue Folge. Heft 136. Gustav Mahler: Lieder [Music Conceptions. New Results. Notebook No. 136. Gustav Mahler: Songs], 2007. S. 5–26.
19. Revers P. Mahlers Lieder: ein musikalischer Werkführer [Mahler’s Songs: a Musical Guidebook]. Verlag C. H. Beck. München, 2000. 132 S.