Оркестровая песня эпохи in de siècle: к вопросу о жанровой и терминологической специфике
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
в частности, австро-немецкого направления. Жанр орке-
стровой песни до настоящего времени не получил одно-
значного истолкования музыкознанием. Опираясь на иссле-
дования представителей как современного музыкознания
(H. Danuser, E. Kravitt, P. Revers, P. Grifiths, А. Митина), так и
музыкальных критиков XIX – начала ХХ века (A. Reissmann,
H. Kretzschmar, S. von Hausegger), автор рассматривает орке-
стровую песню с двух позиций: жанровой самостоятельности
и терминологической адекватности. Прослеживается процесс
рождения, становления, затем угасания оркестровой песни и
фактического её исчезновения. Наглядно он представлен в
хронологической таблице. После 1890 года оркестровая пес-
ня складывается в самостоятельный жанр, вобравший черты
песенной традиции, а также жанров, находящихся вне песни.
Имеются в виду ария, драматическая сцена, речитатив, а так-
же симфония и её производные. Подчёркивается, что термин
Orchestergesang наиболее точно отражает сложную и много-
значную природу оркестровой песни периода in de siècle.
Ключевые слова: музыка Австрии и Германии, оркестро-
вая песня, Orchestergesang, Orchesterlied, Lied, in de siècle
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vasina-Grossman V. A. Pesnya [Song]. Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya [Large Soviet Encyclopedia]. Moscow, 1969–1978. URL: http://bse.slovaronline. com/%D0%9F/%D0%9F%D0%81/28921-PESNYA.
3. Devutsky V. E. Kontseptsiya vtoroy simfonii Gustava Malera na peresechenii romanticheskikh i modernistskikh tendentsiy [The Conception of Gustav Mahler’s Second Symphony at the Crossroads between Romantic and Modernist Tendencies]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 176–186.
4. Mitina A. O. Orkestrovaya pesnya v russkoy muzyke XIX – nachala XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Orchestral Song in Russian Music of the 19th and Beginning of 20th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2011. 231 p.
5. Riemann H. Muzykal’nyy slovar’ [Musical Dictionary]. Translated from the 5th German Edition. B. Jurgenson. Moscow, 1901. 1533 p.
6. Samsonova S. A. Fin de siecle: kul’turologicheskaya definitsiya i khudozhestvennye praktiki: dis. … kand. kul’turologii [Fin de siècle: Culturological Definition and Practitioners in Art: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate Cultural Studies]. Kostroma, 2003. 147 p.
7. Danuser H. Der Orchestergesang des Fin de siècle. Eine historische und ästhetische Skizze. Berlin, 1977. Die Musikforschung. Bärenreiter-Verlag Karl Vötterle GmbH & Co. KG. Kassel, 1977. S. 425–452.
8. Kravitt E. F. Das Lied – Spiegel der Spätromantik [Übersetzung: The Lied. Mirror of late Romanticism. Yale University Press. 1996]. Georg Olms Verlag: Hildesheim, Zürich, New York, 2004. 389 S.
9. Kretzschmar H. Das deutsche Lied seit dem Tode Wagners. Berlin, 1897. Die Grenzboten, Jq. 57. Berlin, 1898. S. 529–543.
10. Leitmeir Ch. Th. Orchesterlieder. Werbeck W. Richard Strauss-Handbuch. Verlag J. B. Metzler: Stuttgart-Weimar, 2014. S. 348–361.
11. Lied / Norbert Böker-Heil [and other]. Grove G. Dictionary of Music and Musicians. 1980.
12. Lied / W. Vetter [and other]. Österreichisches Musiklexikon. URL: http://www.musiklexikon.ac.at/ml?frames=yes.
13. Macdonald H. Berlioz, (Louis-) Hector. Grove G. Dictionary of Music and Musicians. 1980.
14. Orchesterlied / O. Bie [and other]. Österreichisches Musiklexikon. URL: http://www.musiklexikon.ac.at/ml?frames=yes.
15. Revers P. Mahlers Lieder: ein musikalischer Werkführer. Verlag C. H. Beck: München, 2000. 132 S.