Вариантно-вариационный метод развития в туркменской музыке устной классической традиции

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Энеджан Г. Нурыева

Аннотация

В статье определяется закономерность приоритета в туркменской классической музыке устной традиции вариантно-вариационного типа развития. Он обусловлен художественно-эстетическими принципами восточной музыки. Филигранность вариантного развития связана с каноничностью различных сторон монодической профессиональной музыки. В народно-профессиональной музыке туркмен на протяжении веков сформировался богатый арсенал методов варьирования. Вариантным развитием пронизаны все композиционно-масштабные уровни народных инструментальных произведений-сазов. Анализы дутарных сазов из цикла “Kyrklar”, “Garry Jelil”, тюйдуковой пьесы “Bady saba” дают возможность проследить действие этого типа развития на уровне целого произведения, внутри основных разделов пьес – в пределах более мелких построений. Вариационность, импровизационность развития не спонтанны, они строго регулируются одним из важнейших принципов формообразования туркменской традиционной классической музыки – взаимодействием мобильных и стабильных элементов формы.


Ключевые слова: туркменская традиционная музыка, вариантно-вариационный тип развития, дутар, тюйдук, народно-профессиональные инструментальные пьесы-сазы, мобильные и стабильные элементы форм (акымы и дурумы), канонизированные ладоинтонационные
попевки, тема-импульс, микроварианты.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Нурыева, Э. Г. (2023). Вариантно-вариационный метод развития в туркменской музыке устной классической традиции. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 50(1), 144–153. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1435
Раздел
Вопросы этномузыкознания
Биография автора

Энеджан Г. Нурыева, Туркменская национальная консерватория имени Маи Кулиевой, г. Ашхабад, Туркменистан

Аспирант