О некоторых приёмах исполнительских преобразований клавирного уртекста И. С. Баха (на примере инструктивных сочинений)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Смысловая организация музыкального текста клавирных со-
чинений Баха, известных в современной исполнительской и
педагогической практике как инструктивные, вбирает одно
из важнейших его свойств – quasi-партитурность. Интертек-
стуальные включения образов «оркестровых звучностей»
отражены в клавирном тексте смысловыми структурами му-зыкального диалога – solo-continuo и ripieno-concertino. Присутствие кодовых знаков сюжета музицирования – вертикаль-
ных и горизонтальных моделей как признака взаимодействия
участников ансамбля и солистов, открывает перед испол-
нителем возможность воплощения тембровых и простран-
ственно-динамических эффектов средствами современного
фортепиано. Вариантное переизложение клавирного текста
в quasi-оркестровую партитуру может осуществляться на
основе специальной технологии. Преобразование исходно-
го материала совершается путём вертикальной перестанов-
ки партий, дублировки, регистровки, техники генерал-баса,
орнаментирования. Такую форму исполнительской работы
диктуют непосредственно клавирные уртексты Баха, являясь
одновременно документальным свидетельством музициру-
ющей практики эпохи и регламентом исполнительских дей-
ствий. Всё это говорит о том, что клавирные уртексты Баха
по праву могут именоваться энциклопедией практических
средств композиционного преобразования и креативной ра-
боты с музыкальным текстом. Дидактический характер ис-
полнительских преобразований открывает новый взгляд на
хрестоматийный материал, воплощающий поистине неисся-
каемые художественные ресурсы.
Ключевые слова: И. С. Бах, клавирный уртекст, музы-
кальный диалог, инструктивные сочинения для клавира
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bodki E. Interpretatsiya klavirnykh proizvedeniy I. S. Bakha. [Erwin Bodky. Interpretation of Bach’s Keyboard Works]. Moscow: Muzyka, 1989. 389 p.
3. Braudo I. A. Ob izuchenii klavirnykh sochineniy Bakha v muzikal’noy shkole [On Studying Bach’s Works for Keyboard in Music Schools]. Moscow: Klassika –XXI, 2001. 88 p.
4. Gordeyeva E. V. Syuzhety muzitsirovaniya v klavirnykh proizvedeniyakh I. S. Bakha [The Subject Matter for Music Making in J.S. Bach’s Keyboard Works]. Muzyka proshlogo i sovremennost’: sb.st. [Music of the Past and the Present Times: a Collection of Articles] Edited and Compiled by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2010, pp. 22–31.
5. Gordeyeva E.V. Muzykal’naya leksikografiya stsen i obrazov muzitsirovaniya v klavirnykh p’esakh “Frantsuzskikh syuit” I. S. Bakha [The Musical Lexicography of the Scenes and Images of Music in the Keyboard Pieces Comprising the “French Suites” of J.S. Bach]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2008/1(2), pp.198–202.
6. Kuznetsova N. M. Semantika muzykal’nogo dialoga v p’esakh “Notnoi tetradi Anny Magdaleny Bakh” [The Semantics of Musical Dialogue in the Pieces Comprising the “Notebook of Anna Magdalena Bach”]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], 2007/1, pp. 249–256.
7. Kuznetsova N. M. Tvorcheskoe vzaimodeistvie ispolnitelya s muzykal’nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira): dis. … kand. iskusstvoznaniya [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of I.-S. Bach’s Instructive Compositions for Keyboard): A Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa: Laboratory for Musical Semantics, 2005. 261p.
8. Morein K. N. Partiturnye priznaki teksta v klavirnykh sonatakh D. Skarlatti [The Notational Indications of the Text in Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti]. Problemy muzykal’noi nauki [Music Scholarship], 2010/2(7), pp.194–197.
9. Shaymukhametova L.N. Semantika muzykal’nogo dialoga v klavirnykh proizvedeniyakh zapadnoevropeiskikh kompozitorov [The Semantics of Musical Dialogue in the Works for Keyboard by West European Composers]. Sematika starinnogo urteksta: Sb. st.[The Semantics of the Early Urtext: a Compilation of Articles]. Edited and compiled by L. N. Shaymukhametova. Ufa: Laboratory for Musical Semantics, 2002, pp. 16–36.
10. Shaymukhametova L.N., Usufbaeva G.R. Instruktivnye sochineniya I.-S. Bakha dlya klavira v praktike obucheniya tvorcheskomu muzitsirovaniyu [Instructive Compositions for Keyboard in the Practice of Teaching Creative Performance of Music]. Ufa, 1998. 111 p.