Осмогласник Успению Богородицы «Богоначальным мановением» в крюковых Ирмологионах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Нина Б. Захарьина

Аннотация

Осмогласная стихира в честь Успения Божией Матери «Богоначальным мановением» – одно из самых устойчивых песнопений в традиции. Она была создана в Византии, а затем была принята славянами. В научной литературе хорошо известны греческий, болгарский, древнерусский, варианты стихиры. Сравнение разных версий затруднительно из-за разных способов нотирования. Данная статья посвящена спискам песнопения, содержащимся в ранних экземплярах Ирмологиона (певческая книга, существовавшая в Великом княжестве Литовском). Списки написаны знаменной нотацией. Будучи хорошо известными в науке, эти источники никогда не сравнивались с невменными рукописями древнерусской традиции. Цель настоящего исследования – выяснить генезис киево-литовских версий гимна и взаимосвязь двух певческих традиций. Был использован метод музыкальной текстологии, киево-литовские списки стихир сравнивались с древнерусскими того же периода, 2-й половины XVI века, и списками из Ирмологионов конца XVI – начала XVII века с пятилинейной нотацией. Сравнение показывает, что древнерусский и киево-литовский варианты гимна имеют общий источник, сохранившийся в древнерусских певческих сборниках конца XV – начала XVI века. Позднее две традиции роспева постепенно стали различаться, и к последней трети XVII века в уже хорошо читаемой древнерусской нотации наблюдаются лишь следы их былого сходства.


Ключевые слова: осмогласник, Успение Богородицы, Ирмологион.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Захарьина, Н. Б. (2022). Осмогласник Успению Богородицы «Богоначальным мановением» в крюковых Ирмологионах. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 48(3), 90–101. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1382
Раздел
Духовная музыка
Биография автора

Нина Б. Захарьина, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург

Доктор искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства