Образ Орфея в древнерусских источниках

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Нина Б. Захарьина

Аннотация

Данная статья посвящена древнерусской адаптации базового античного образа музыканта –
образа Орфея. Проанализированы различные типы источников. Изобразительное искусство создало синтетический образ певца со струнным инструментом. Он восходит к античному образу Орфея и включает черты ветхозаветного царя Давида и самого Христа. В Древней Руси этот образ связывали с легендарным певцом Бояном, чей образ пришёл из скандинавского эпоса. Этот сложный тип существовал в архитектуре, книжной миниатюре и расшифровывался в литературе и агиографии под тем или иным именем. Повествовательные источники, переводные с греческого, содержат упоминания имени античного певца. Как утверждает Житие Иоанна Дамаскина, святой Иоанн был наследником царя Давида и превзошёл Орфея и других древних певцов. Ещё одним источником по данной теме является речь Григория Назианзина «На святые Светы Явлений Господних». Орфей рассматривается здесь как инициатор службы среди фракийцев. Максим Грек в своих комментариях к «Речи» представил Орфея пророком. Сведения обобщены в древнерусских лексикографических трудах XVI–XVII веков «Азбуковники». Орфей был показан как музыкант, управляющий природой.


Ключевые слова: Орфей, Максим Грек, Азбуковник, Сергий Шелонин.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Захарьина, Н. Б. (2024). Образ Орфея в древнерусских источниках. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 158–170. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.158-170
Раздел
Теория и история культуры
Биография автора

Нина Б. Захарьина, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, Россия

Доктор искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства