О Балакиреве и его школе в «могучие 1860-е»: к 185-летию композитора

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Татьяна А. Зайцева

Аннотация

Цель данной статьи – показать связь творческих устремлений главы «Могучей кучки» и его питомцев с ведущими тенденциями русской культуры 1860-х годов. По-новому осветить эту важную тему позволила опора на круг чтения музыканта в совокупности с материалами его библиотеки, часть которых приведена впервые. Это помогло прояснить волновавшие Балакирева проблемы, размышления над которыми воплотились в его творчестве. В результате композитор первым из кучкистов ответил на насущные потребности времени, будь то историческая тематика или обращение к драматургии Шекспира. Его ключевые произведения тех лет – симфоническая картина «1000 лет» и музыка к трагедии «Король Лир», анализу которых уделено особое внимание. Проблематика картины, где композитор создал музыкальными средствами свой памятник русскому самосознанию, нашла продолжение и развитие в драматургии исторической оперы кучкистов. Его «Лир» открыл новый этап в музыкальной Шекспириане, составившей отдельное русло русской классики. Весом вклад балакиревцев в развитие восточной тематики. В качестве некой параллели отечественной научной арабистики рассматривается «арабистика» музыкальная, которая расцвела в творчестве кучкистов, сыгравших неоценимую роль в обновлении музыкального искусства России.


Ключевые слова: М.А. Балакирев, Новая русская школа, симфоническая картина «1000 лет» М.А. Балакирева, музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» М.А. Балакирева, музыкальная «арабистика».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Зайцева, Т. А. (2021). О Балакиреве и его школе в «могучие 1860-е»: к 185-летию композитора. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 45(4), 79–92. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1311
Раздел
Из истории русской музыки
Биография автора

Татьяна А. Зайцева, Санкт-Петербургская государственная консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Доктор искусствоведения, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано