О театральности Увертюры на тему испанского марша М.А. Балакирева (по материалам архива и библиотеки композитора)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Татьяна А. Зайцева

Аннотация

Увертюра на тему испанского марша М.А. Балакирева, свидетельствовавшая о наступившей зрелости молодого музыканта, не однажды подвергалась анализу. В настоящей статье она рассматривается в опоре на материалы архива и библиотеки композитора, часть которых приводится впервые. При этом сравниваются первая, остающаяся неизданной, и вторая редакции Увертюры. Их анализ базируется на следующих основных источниках: авторизованной копии партитуры первой редакции Увертюры (1857) и обнаруженном автором статьи экземпляре издания во второй редакции («В. Бессель и К», 1887) из библиотеки композитора с его пометами. Вводится в научный обиход неизвестный эскиз коды Увертюры. Исследование этих материалов позволило рассмотреть точнее, чем это было сделано ранее, характер изменений Увертюры от первой редакции ко второй.
Статья состоит из двух разделов. В первом, публикуемом в данном номере, затрагивается история создания Увертюры. Прослеживается процесс формирования её новаторского замысла в опоре на материалы библиотеки композитора и его переписку. Это помогло расширить круг источников, повлиявших на концепцию и стилистику сочинения. Как показано в работе, «наставниками» Балакирева выступили не только Глинка, но и Мендельсон, и, в особенности, Бетховен, воздействие которого рассматривается в связи с конфликтным характером содержания. Последним определяется роль театральности на уровне средств музыкальной выразительности (тематизма, инструментовки, драматургии, формы), изучение которых сосредоточено во втором разделе статьи. Проведённый анализ показал: первое симфоническое произведение Балакирева не только выявило его художническую индивидуальность, но и наметило всему складывавшемуся «кучкистскому» содружеству ряд магистральных направлений в творчестве.


Ключевые слова: М.А. Балакирев, Л. ван Бетховен, М.И. Глинка, Ф. Мендельсон, Увертюра на тему испанского марша, театральность.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Зайцева , Т. А. (2024). О театральности Увертюры на тему испанского марша М.А. Балакирева (по материалам архива и библиотеки композитора). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 52–66. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.052-066
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Татьяна А. Зайцева , Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано