Детские музыкальные практики бурят и семейских Забайкалья как основа инкультурации этносов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Наталия И. Дмитриева
Екатерина К. Карелина

Аннотация

Статья посвящена проблеме культурного взаимодействия бурят и семейских в сфере детского музыкального творчества. Буряты – коренной этнос Забайкалья, а семейские – старообрядцы, сосланные в XVIII веке в необжитые районы Сибири и ставшие русскими старожилами
региона.


В результате мировоззренческих особенностей и уклада жизни культура старообрядцев оставалась до начала XX века архаичной. В силу того, что семейские были вынуждены, осваивая новые земли, общаться с бурятами по территориальным и экономическим вопросам, происходили процессы познавания и усвоения культур двух народов друг у друга. Практики детского музыкального творчества развивались внутри традиционных культур бурят и семейских. К моменту прихода советской власти в Забайкалье некоторые формы музыкальных практик семейских применялись у детей бурят, и наоборот. Процесс обновления детских практик во многом обусловлен выдвижением новых типов культуры в жизни народов Забайкалья, а также их переплетением с традиционной этнокультурой бурят и русских старожилов.


Наряду с научной литературой в статье используются свидетельства информантов и личные наблюдения над современными процессами в сфере детского музыкального творчества. Анализ детских музыкальных практик помогает понять процесс взаимодействия культур бурят и семейских, их обусловленность разными типами культуры. Выделение детских музыкальных практик в отдельную систему в контексте культуры семейских и бурят будет способствовать поиску оптимальных современных культурно-педагогических подходов в сфере детского музыкального творчества.


Ключевые слова: Забайкалье, семейские, буряты, взаимодействие культур, детские музыкальные практики, инкультурация этносов.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Дмитриева, Н. И., & Карелина, Е. К. (2021). Детские музыкальные практики бурят и семейских Забайкалья как основа инкультурации этносов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 44(3), 138–147. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1294
Раздел
Музыкальная культура народов России
Биография автора

Наталия И. Дмитриева, Детская школа искусств № 4, г. Улан-Удэ, Россия

Заместитель директора, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Nataliia I. Dmitrieva, Deputy Director and a Teacher of music-theoretical disciplines at the Ulan-Ude Childrenʼs Art School No. 4 of the Republic of Buryatia