Развитие жанра концерта для оркестра в отечественной музыке с начала 1960-х годов

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Евгений Н. Завьялов

Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции в развитии жанра концерта для оркестра в отечественной музыке второй половины XX – начала XXI веков с позиций теории стадиальности. Выделяются три стадии. Первая стадия охватывает временной период с начала 1960-х до середины 1970-х годов и характеризуется ассимиляцией жанра, сложившегося в западноевропейской музыке, в условиях отечественной музыкальной культуры. На данной стадии происходит преломление жанра концерта для оркестра в русле таких стилевых направлений, как неофольклоризм, неоклассицизм, а также в контексте различных стилевых экспериментов, связанных с джазом и популярной музыкой. Вторая стадия разворачивается на протяжении второй половины 1970-х и до середины 1980-х годов, характерной чертой развития жанра в этот период становится его активное взаимодействие с методом полистилистики. Третья стадия начинается со второй половины 1980-х годов и продолжается по настоящее время. Особенностями данного этапа является преломление жанра концерта для оркестра в контексте стилевого плюрализма, индивидуализация содержания произведений. Новым явлением в истории жанра оркестрового концерта становится его претворение в сакральном пространстве.


Ключевые слова: инструментальный концерт, концерт для оркестра, concerto grosso, теория стадиальности, жанр, стиль.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Завьялов, Е. Н. (2021). Развитие жанра концерта для оркестра в отечественной музыке с начала 1960-х годов. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 42(1), 128–137. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1250
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Евгений Н. Завьялов, Уфимское училище искусств (колледж), г. Уфа, Россия

Преподаватель

Evgeny N. Zavyalov, Ufa Art School (College), college professor