Концерт для оркестра в контексте отечественной духовной музыки на рубеже XX–XXI веков

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Евгений Н. Завьялов
Наталья Ю. Жоссан

Аннотация

В статье рассматриваются принципы претворения жанра концерта для оркестра в сакральном контексте как новая тенденция, возникшая на рубеже XX–XXI столетий. Отмечаются индивидуализация трактовки, преобладание программного содержания, взаимодействие концертных принципов с особенностями других жанров. Определяется место инструментального концерта и концерта для оркестра в системе жанров духовной музыки. Выявляются основные векторы в содержании сочинений, связанные с обращением к традициям русской православной и западной духовной музыки и шире – к общей библейской тематике. Обнаруживается взаимодействие оркестрового концерта с литургическими (русскими и западными) и внелитургическими жанрами. К первым можно отнести «Царские распевы» Г. Корчмара, опирающиеся на стихиру, и «Большую инструментальную мессу» С. Павленко (цикл из четырех concerti grossi). Ко второму – концерт для струнного оркестра А. Нименского «Канты». Подчёркивается тесная связь отечественных образцов с русской хоровой культурой и хоровым исполнительством («Псалмы царя Давида» Е. Подгайца, «Канты» А. Нименского). В «Псалмах» Е. Подгайца прослеживается синтез черт русского хорового духовного концерта и иудейской культовой музыки.


Ключевые слова: концерт для оркестра, concerto grosso, жанр, литургические жанры, внелитургические жанры.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Завьялов, Е. Н., & Жоссан, Н. Ю. (2023). Концерт для оркестра в контексте отечественной духовной музыки на рубеже XX–XXI веков. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 51(2), 85–94. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1448
Раздел
История и теория музыки
Биографии авторов

Евгений Н. Завьялов, Уфимское училище искусств (колледж), г. Уфа, Россия

Преподаватель

Наталья Ю. Жоссан, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова г. Уфа, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки