Мифологические модели и ритуальные формы в современном музыкально-театральном перформансе

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена В. Кисеева
Вера Н. Дёмина

Аннотация

Перформативность, как одно из существенных свойств современного музыкального искусства, сыграла важную роль в процессе обновления его ведущих жанров. Музыкальный перформанс, черпая свои истоки в театральных экспериментах середины XX века, к концу XX столетия внедрился не только в область арт-практик, но и оказал воздействие на такую
консервативную область академической музыки, как музыкальный театр и, в частности, на оперный жанр.


В статье намечена проблема воплощения в операх современных композиторов мифологических моделей и элементов ритуала, характерных для театрального перформанса. Опираясь на теорию перформативности, авторы объясняют новации в постановках с точки зрения наличия в них лиминальности. В центре внимания находятся мало изученные в отечественном музыкознании сочинения, анализ которых позволяет обозначить направление развития оперного жанра: его обновление изнутри путём поиска новых форм синтеза, посредством введения новых драматургических закономерностей, а также благодаря соединению искусства с элементами реальной действительности. С точки зрения авторов статьи, в современной опере перформанс становится одной из форм представления, заменив традиционный спектакль, построенный по законам драмы. Позиция эта активно разрабатывается в области современного зарубежного театроведения в работах Ханса-Тиса Лемана, Эрики Фишер-Лихте, Ричарда Шехнера. Такая постановка вопроса объясняет эстетическую основу новаторских устремлений оперных композиторов.


Ключевые слова: перформанс, ритуал, современный музыкальный театр.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Кисеева, Е. В. ., & Дёмина, В. Н. . (2020). Мифологические модели и ритуальные формы в современном музыкально-театральном перформансе. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 41(4), 77–87. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1217
Раздел
Музыка в системе культуры
Биографии авторов

Елена В. Кисеева, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова; профессор кафедры декоративно-прикладного
искусства, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета

Elena V. Kiseyeva, Dr.Sci. (Arts), Professor at the Music History Department, Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory; Professor at the Art and Craft Department, Academy of Architecture and Fine Arts of the Southern Federal University

Вера Н. Дёмина, Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, Россия

Доктор искусствоведения, доцент кафедры истории музыки

Vera N. Dyomina, Dr.Sci. (Arts), Associate Professor at the Department of the Music History, Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory