Вторая мировая война в зарубежной музыке К 75-летию Победы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Александр И. Демченко

Аннотация

Всем хорошо известна та исключительно значимая по своим художественным достоинствам летопись Великой Отечественной войны, которую создали советские композиторы. Но обычно не столь отчётливы наши представления о написанном в 1940-е годы зарубежными авторами. Перечень этого достаточно велик и, подобно отечественной музыке, важнейшие позиции занимала симфония: Вторая Артюра Онеггера, Пятая Ральфа Воан-Уильямса, Пятая Роя Харриса, Третья Богуслава Мартину, в том числе программные – «Трагическая» Карла Хартмана, «Красноармейская» Йозефа Станислава,  «Война  и  мир» Макса Рубина, «Искупительная» Анри Соге, «Литургическая» Артюра Онеггера и    т. д. Широко представлены произведения различных хоровых и вокально-симфонических жанров: «Песни заключённых» Луиджи Даллапикколы, «Кантата войны» Дариюса Мийо, «Хор  мёртвых»  Гоффредо  Петрасси,  «Тебе,  Красная  Армия»  Вита  Неедлы,  «Кантата о войне» Эрнста Кшенека, «Лик человеческий» Франсиса Пуленка, «Торжественная месса во славу мира» Альфредо Казеллы, «Реквием памяти жертв мировой войны» Пауля Хиндемита, «Уцелевший из Варшавы» Арнольда Шёнберга и т. д. К этому множеству названных и не названных произведений необходимо присоединить две выдающиеся партитуры, созданные нашими зарубежными соотечественниками, жившими тогда в США: «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова и «Симфония в трёх движениях» Игоря Стравинского. Первая из них создавалась, когда мир ещё только погружался в пучину катастрофы – именно эта жгуче актуальная ситуация определила направленность рахманиновской концепции, которую можно обозначить хрестоматийной фразой «война и мир». Симфония Стравинского написана в конце Второй мировой, когда батальная страда в некотором роде стала для планеты уже привычным уделом, поэтому автор на передний план выдвигает идею «война – это работа» или, другими словами, «на войне как на войне».


Ключевые слова: Вторая мировая война в музыке зарубежных композиторов, «Симфонические танцы» Рахманинова, «Симфония в трёх движениях» Стравинского.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Демченко, А. И. (2020). Вторая мировая война в зарубежной музыке К 75-летию Победы. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 39(2), 107–115. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1176
Раздел
Культурное наследие в исторической оценке
Биография автора

Александр И. Демченко, Центр комплексных художественных исследований Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова г. Саратов, Россия

Доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований

Alexander I. Demchenko, Dr.Sci. (Arts), Professor, Chief Research Associate of the Center for Comprehensive Art Studies, Saratov State L. V. Sobinov Conservatory