Социум как парадигма искусства ХХ века (на материале творчества С. С. Прокофьева)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Александр И. Демченко

Аннотация

Согласно традиционным взглядам на сущность музыкального искусства, ему свойствен достаточно скромный потенциал в отображении того, что касается общественных отношений. На самом деле, социум оказывает всепроникающее воздействие на музыку. Одним из доказательств может послужить наследие С. Прокофьева, который всегда чуждался политики. Предлагаются аналитические этюды трёх произведений Прокофьева, имеющих прямое касательство к летописи «страны Советов». Будучи ведущим представителем «скифства», композитор в соответствующей манере попытался претворить революционные события России 1917 года в кантате «Семеро их» (1918). Смысл происходящего в ней можно представить как грандиозный обряд неистового ниспровержения. Глобальность охвата в сочетании с полуфантастическим колоритом способны вызвать ассоциации с картиной всемирного потопа, великого пришествия. «Кантата к ХХ-летию Октября» (1937) воссоздаёт целостную панораму развития революционного движения, реконструируя поэтапное движение от зарниц коммунистической идеи на Западе до её воплощения в жизнь в России. Всем строем художественного высказывания Прокофьев явно актуализирует вербальную канву (тексты из политических трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина), проецируя её на реалии середины 1930-х годов, и с захватывающим темпераментом передаёт атмосферу социального противоборства этого времени. В Шестой симфонии Прокофьева (1947) с чрезвычайной рельефностью запечатлено характерное для времён «холодной войны» противостояние двух начал – агрессивно-подавляющего, с одной  стороны, и олицетворяющего гуманистические ценности человеческого существования, – с другой.


Ключевые слова: социум и музыкальное искусство, отображение в творчестве
Прокофьева важных вех жизни России первой половины ХХ века.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Демченко A. I. (2020). Социум как парадигма искусства ХХ века (на материале творчества С. С. Прокофьева). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 38(1), 89–100. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1151
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Александр И. Демченко, Центр комплексных художественных исследований Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова г. Саратов, Россия

Alexander I. Demchenko, Dr.Sci. (Arts), Professor, Chief Research Associate of the Center for Comprehensive Art Studies, Saratov State L. V. Sobinov Conservatory