Синтез традиций народной и профессиональной музыки в фортепианных сонатах композиторов Казахстана
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Становление казахской фортепианной музыки тесно связано
с социально-экономическими переменами в жизни казахско-
го народа и других народов Средней Азии, вошедших в со-
став СССР. После Октябрьской революции казахское музы-
кальное искусство устной традиции изучается, записывается
и становится основой для композиторской школы письмен-
ной традиции. Первые фортепианные произведения пред-
ставляли обработки фольклорных мелодий, (А. В. Затаевич и
А. К. Жубанов), фортепианные транскрипции домбровых
кюев (А. М. Гуревич, А. К. Жубанов, Е. Г. Брусиловский,
Л. А. Хамиди и др.).
Казахские композиторы обращались к опыту других
национальных школ, где уже были решены эти творческие
проблемы. В середине XX века казахская фортепианная му-
зыка расширилась за счёт появления новых жанров: сонаты,
концерта, поэмы. Автор обращается к сонатам казахских ком-
позиторов, прочно вошедшим в исполнительскую практику.
Рассматриваются произведения Б. Джуманиязова (Соната
f moll), А. Серкебаева (Соната c moll), две сонаты Г. Жуба-
новой (Соната № 1, Соната-фантазия № 2), поэма-соната
«Памяти Абая» М. Койшибаева, Соната А. Сагатова. Харак-
теризуются принципы развития, музыкальный язык, способы
использования народных традиций, а также традиций отече-
ственной музыки (начиная с Рахманинова) и западноевропей-
ской (от Бетховена до Дебюсси и приёмов авангарда). Автор
подчёркивает, что фортепианное искусство как целостное
явление мировой культуры обогатилось новым музыкальным
содержанием, национальными образами и приёмами, переда-
ющими казахский национальный колорит.
Ключевые слова: казахская музыка, кюй, Б. Джумани-
язов, А. Серкебаев, Г. Жубанова, М. Койшибаев, А. Сагатов,
фортепианная соната Казахстана
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ayazbekova S. Sh. Kartina mira etnosa: Korkut-ata i filosofiya muzyki kazakhov [The World-Perception of one EthnicGroup: Korkut Ata and the Kazakh Musical Philosophy]. Almaty: Kazakh State University, 1999. 285 p.
3. Bayakhunov B. Vo mne spontanno prodolzhaetsya tvorcheskiy process [The Creative Process is Awaking Spontaneously in Me]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1999, no. 4, pp. 71−74.
4. Dosaeva A. Zh. Ot sostavitelya [From the compiler]. Fortepiannaya muzyka Kazakhstana. Sbornik statey [Piano Music from Kazakhstan. A Compilation of Articles]. Ed. A. Zh. Dosaeva. Alma-Ata: Oner Press, 1987. 120 p.
5. Yusfin A. G. Osobennosti formoobrazovaniya v nekotorykh vidakh narodnoy muzyki [Features of Form Generation in Certain Types of Folk Music]. Teoreticheskie problemy muzykal’nykh form i zhanrov [Theoretical Issues of Musical Forms and Genres]. Moscow, 1971, pp. 134–161.