Восприятие русской музыки в Риге 1860–1870-х годов: обзор публикаций периодической печати
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье даётся характеристика восприятия русской музыки в Риге в 1860–1870-е годы,
а также излагаются причины данной рецепции. С этой целью проводится контекстуальный
анализ основных позиций, представленных музыкальными критиками, и раскрываются их
исторические основы.
Начиная с XIII века, представители немецкой общины возглавляли сферы экономики,
культуры и языка в Риге. В 1860-х годах ситуация начала существенно меняться. Это было
результатом активной миграции представителей других национальностей (латышей и
русских) в Ригу. В 1870-е годы происходил резкий обмен мнениями между русской и немецкой
прессой, к примеру, по вопросу, обрисованному в данной статье, о необходимости открыть
в Риге русский театр со своей собственной труппой. Рассматривается также восприятие
ряда сочинений русских композиторов («Русская серенада» и «Русское каприччио» Антона
Рубинштейна, «Жизнь за царя» Михаила Глинки), впервые исполненных в Риге в те годы.
Сравнительный анализ рецензий, опубликованных в периодической печати, позволил
прийти к следующему заключению: вопреки многим политическим несогласиям между
общинами балтийских немцев и русских в Риге, обе стороны, тем не менее, пытались найти
общие ценности, и музыка представила собой сферу не только соперничества и противоречий,
но также и поиска новых форм взаимопонимания.
Ключевые слова: балтийские немцы и русские, социокультурный контекст, музыкальная
критика, Антон Рубинштейн, Михаил Глинка.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Cīrulis K. Singing a Nation: The Latvian Song Festival as an Intercultural Medium for National Identity. Letonica. 2018. No. 37, pp. 63–81.
3. Helmers R. M. Not Russian Enough? Nationalism and Cosmopolitanism in Nineteenth Century Russian Opera. Rochester: University of Rochester Press, 2014. 233 p.
4. Jaffé D. Historical Dictionary of Russian Music. Lanham, etc.: The Scarecrow Press, 2012. 419 p.
5. Karkina S. V. The Sound Imitation of Some National Instruments in Piano Music. Revista San Gregorio. 2018. No. 27, pp. 7–13.
6. Plath U. Heimat: Rethinking Baltic German Spaces of Belonging. Kunstiteaduslikke Uurimusi [Studies on Art and Architecture]. 2014. 23 (3–4), pp. 55–78.
7. Taruskin R. Defining Russia Musically. Historical and Hermeneutical Essays. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2000. 598 p.
8. Volkovs V. Krievi Latvijā XIX gadsimtā un XX gadsimta sākumā [Russians in Latvia in the 19th Century and at the Beginning of the 20th Century]. In: I. Apine & V. Volkovs. Slāvi Latvijā (Etniskās vēstures apcerējums) [Slavs in Latvia. Reflection on the Ethnic History]. Rīga: Mācību Apgāds, 1998. 251 p.
9. Wezel K. Introduction: German Community – German Nationality? Baltic German Perceptions of Belonging in the Nineteenth and Twentieth Century. Journal of Baltic Studies. 2017. 48 (1), pp. 1–11.