Младенческие и птичьи вокализации: некоторые аналогии
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье предпринято сравнительное рассмотрение мелодики в вокализациях (голосовых сигналах) младенцев и птиц. Установлено, что для этих сфер характерен общий набор таких мелодических единиц, как крики, восхождения, нисхождения, волны, зигзаги, маятники, скачки, репетиции. Названные единицы восходят к восьми типовым моделям – мелодемам, обнаруживают сходство в семантическом наполнении и аналогичным образом функционируют в системе коммуникации. Знакомство с литературой показывает, что отдельные моменты сходства названных сфер уже отмечались исследователями (в основном зарубежными), однако ракурс, избранный в данной работе, прежде не находил применения. Выявленное родство в одних случаях интерпретируется учёными как заимствование организации человеческой речи из птичьей акустической сигнализации, в других – как действие общих генетических механизмов звукопорождения у людей и пернатых. Мелодические формулы, аналогичные структурам, представленным в младенческих и птичьих голосовых сигналах, зафиксированы в фольклоре разных народов и даже современном композиторском творчестве. По-видимому, здесь мы имеем дело с универсалиями, регулирующими организацию мелоса во многих (притом напрямую не связанных друг с другом) акустических сферах и отсылающими к сложнейшей проблеме эволюционных параллелизмов в становлении и развитии интонирования.
Ключевые слова: вокализации младенцев и птиц, мелодемы, человеческая речь и птичье пение, мелодические универсалии.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Alekseev E. E. Rannefol'klornoe intonirovanie [Early Folk Intonation]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 240 p.
3. Il'ichev V. D., Silaeva O. L. Sopostavlenie vidovykh signalov ptits i rechevykh signalov cheloveka [Comparison of Specific Signals of Birds and Signals of Human Speech]. Izvestiya RAN. Seriya: Biologiya [News of the Russian Academy of Sciences. Series: Biology]. 2002. No. 1, pp. 67–73.
4. Kaluzhnikova T. I. Akusticheskiy Tekst rebenka (po materialam, zapisannym ot sovremennykh rossiyskikh gorodskikh detey) [The Acoustic Text of the Child (Based on Materials Written from Modern Russian City Children)]. Yekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2004. 904 p.
5. Kaluzhnikova T. I. Vokalizatsii detey i ptits: opyt sravneniya (k postanovke problemy) [Vocalization of Children and Birds: An Attempt of Comparison (Concerning the Formulation of the Issue)]. 2nd Edition, corrected. Yekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2019. 156 p.
6. Mal'chevskiy A. S., Pukinskiy Yu. B. Rol' zvukovoy induktsii v golosovom povedenii ptits [The Role of Sound Induction in the Voice Behavior of Birds]. 2nd Edition, Revised. Russkiy ornitologicheskiy zhurnal [Russian Ornithological Journal]. 2009. Vol. 18. Express Edition 483, pp. 779‒801.
7. Panov E. N. Mekhanizmy kommunikatsii u ptits [The Mechanisms of Communication among Birds]. Moscow: Nauka, 1978. 306 p.
8. Cheremisina-Enikolopova N. V. Zakony i pravila russkoy intonatsii: uchebnoe posobie [The Laws and Rules of Russian Intonation: Textbook]. Moscow: Flinta: Nauka, 1999. 520 p.
9. Messiaen Olivier. Traité de rythme, de couleur, et dʼornithologie (1949‒1992): en 7 t. Paris: Édition Musicales Alphonse Leduc, 1999. T. V: en 2 vol. 1er vol. Chants dʼOiseaux dʼEurope. 375 p.
10. Zhang Guojie, Jarvis Erich D., Thomas M., Gilbert P. A Flock of Genomes. Science. 2014. Vol. 346. No. 6215, pp. 1308–1309.