Монолог как звуковая составляющая творческих игр дошкольников

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Tatiana I. Kaluzhnikova

Аннотация

По материалам, записанным в 1998–2001 гг. в Екатеринбурге, автором рассматривается одна из наиболее сложных форм детского звукового самовыражения – игровой монолог. Ему присущ синкрезис вербально-слогового ряда, пластики тела, мимики, жестов и пения. Психологи соотносят такие формы с типичной для дошкольников эгоцентрической речью, внешней по способу выражения, внутренней по структурной организации и коммуникативной функции. Монологическими высказываниями сопровождаются главным образом режиссёрские игры, а также процесс рисования.

Монолог трактуется в статье как устно бытующий текст, наделённый семантикой, синтактикой, прагматикой и функционирующий в условиях коммуникации. Семантика монологических текстов обусловливается образом мира дошкольников, их представлениями о звучаниях окружающей действительности и нормах звукового поведения в разных социокультурных ситуациях. Велика роль пения, при этом круг вокальных сегментов весьма широк: вокализации на асемантические слоги и импровизированные вербальные фрагменты, мелодии собственного изобретения, отрывки из знакомых песен, орнитоморфные и зооморфные звучания и др. Закономерностями ритмического, звуковысотного и синтаксического строения монологов определяется их синтактика. Прагматику изучаемых текстов формируют два ключевых вектора – функциональный и коммуникативный. Реализуя всё многообразие функций, которые вообще выполняет речь, монологи обнаруживают специфику в сфере коммуникации. Вопреки своей индивидуальной форме они диалогичны, что обусловлено использованием в режиссёрской игре моделей межличностного и личностно-группового общения, а также постоянной сменой точек зрения его создателя/исполнителя.

Ключевые слова: игра, игровой монолог, текст, внутренний диалог, семантика, синтактика, прагматика

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kaluzhnikova, T. I. (2015). Монолог как звуковая составляющая творческих игр дошкольников. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 89–100. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.089-100
Раздел
Музыкальное образование
Биография автора

Tatiana I. Kaluzhnikova, Уральская государственная консерватория (академия) им. М. П. Мусоргского

Калужникова Татьяна Ивановна –
доктор искусствоведения, профессор
кафедры истории музыки

Библиографические ссылки

1. Adon’yeva S. B. Pragmatika fol’klora [The Pragmatics of Folklore]. St. Petersburg: St. Petersburg University Press: Amphora, 2004. 312 p.
2. Aymermakher K. Znak. Text. Cul’tura [Sign. Text. Culture]. Moscow: House of Intellectual Books, 1997. 242 p.
3. Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo [Issues of Dostoevsky’s Poetics]. Edition 4. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1979. 320 p.
4. B’erkvoll Y.-R. S musoy v dushe: Rebyonok i pesnya, igra i obuchenie na vsekh etapakh zhisni [Bjorkvold Jon-Roar. With the Muse in the Soul: the Child and the Song, Playing and Training at all Stages of Life]. Translated from the Norwegian. St. Petersburg: Russian-Baltic Information Center “Blitz”, 2001. 376 p.
5. Vygotsky L.S. Mishlenie i rech [Thought and Speech]. Moscow: Labirint, 1996. 416 p. (The Philosophy of Rhetorics and the Rhetorics of Philosophy).
6. Vygotsky L.S., Luriya A. R. Etyudy po istorii povedeniya. Obezyana. Primitiv. Rebyonok [Studies on the History of Behavior. The Monkey. The Primitive Human. The Child]. Moscow: Pedagogika-Press, 1993. 224 p.
7. Gasparova E. M. Rezhissyorskie igry doshkol’nikov [Games of Theatrical Productions of Preschoolers]. Igra doshkol’nika: sb. st. [Games of the Preschooler: Compilation of Articles]. Edited by S. L. Novoselova. Moscow: Education, 1989, pp. 111–120.
8. Zaliznyak A. A., Ivanov V. V., Toporov, V. N. O vozmozhnosti strukturno-typologicheskogo izucheniya nekotorykh modeliruyushikh system [Concerning the Possibilities of Structural-Typological Study of Certain Semiotic Modeling Systems]. Structurno-typologicheskie issledovaniya: sb. st. [Structural-Typological Studies: Compilation of Articles]. Edited by T. N. Moloshnaya. USSR Academy of Sciences. Moscow, 1962, pp. 119–142.
9. Kaluzgnikova T. I. Akusticheskiy Text rebenka (po materialam, zapisannim ot sovremennykh rossiyskikh detey [The Acoustic Text of the Child (Recorded Materials of Modern Russian Urban Children)]. Ural State Mussorgsky Conservatory. Ekaterinburg, 2004. 904 p.
10. Kozlova S. A., Kulikova T. A. Doshkol’naya pedagogika: ucheb. posobie [Preschool Pedagogy: Tutorial Manual]. Edition 3, Revised and Enlarged. Moscow: Academy Press, 2001. 416 p.
11. Lobok A. M. Antropologiya mifa [The Anthropology of Myth]. Ekaterinburg: Bank of Cultural Information, 1997. 688 p.
12. Mukhina V. S. Detskaya psikhologiya: uchebnik dlya studentov ped. in-tov [Child Psychology: Textbook for Students of Pedagogical Institutes]. Edited by L. A. Wenger. Edition 2, Revised and Enlarged. Moscow: Education, 1985. 272 p.
13. Piazhe Zh. Rech i mishlenie rebenka [Piaget J. The Language and Thinking of the Child]. Translated from the French. Moscow: Pedagogika-Press, 1994. 528 p. (Psychology: Classical Works).
14. Romanova I. V. Rezhissyorskaya igra kak sredstvo vospitaniya gumannogo otnosheniya k sverstnikam u starshikh doshkol’nikov [Games of Theatrical Productions as a Means of Education a Humane Attitude towards Agemates among the Eldest Preschoolers]. Doshkol’noe vospitanie [Pre-school Education], 2003, No. 4, pp. 22–26.
15. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psychologii [Fundamentals of General Psychology]. In 2 Volumes. Volume 1. Moscow: Pedagogy, 1989. 485 p.
16. Trifonova E. V. Rezhissyorskie igry detey doshkol’nogo vozrasta [Playing at Theatrical Productions for Preschool-Age Children]. Moscow: Iris Group, 2011. 514 p.
17. Uspensky B. A. Poetika kompozitsii [The Poetics of Composition]. Uspensky B. A. The Semiotics of Art. Moscow, 1995, pp. 9–218. (Language. Semiotics. Culture).
18. Kheyzinga Y. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya [Huizinga, J. Homo Ludens. In the Shadow of Tomorrow]. Translated from the Dutch. General Edition and Afterword by G. M. Tavrizyan. Moscow: Progress- Academy, 1992. 464 p.
19. Kholopov Yu. N. Lad [Tonality]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. In 6 Volumes. Volume 3. Moscow, 1976, pp. 130–143.
20. Chistov K. V. Ustnaya rech i problemy fol’klora [The Spoken Language and Issues of Folklore]. Istoriya, cul’tura, etnografiya i fol’klor slavyanskikh narodov: materialy X mezgdunarodnogo s’ezda slavistov (Sofiya, sentyabr 1988): dokl. sov. delegatsii [History, Culture, Ethnography and Folklore of the Slavic Peoples: Materials of the X International Congress of Slavists (Sofia, September 1988). Reports of the Soviet Delegation]. E