Московское отделение Императорского Русского музыкального общества и зарубежные концертные агентства

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena M. Shabshaevich

Аннотация

Статья ставит научную проблему, которая ещё не нашла отражения в отечественном и зарубежном музыковедении: взаимодействие русской и западноевропейской музыкальной культуры в фокусе сотрудничества Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и зарубежных концертных агентств. Предлагается широкий обзор данного явления, основанный на изучении печатных и рукописных документов из фондов Российского национального музея музыки и Российского государственного архива литературы и искусства. Само возникновение феномена специализированных концертных агентств в Европе относится к 1870–1880 годам. Период наиболее плодотворного взаимодействия Московского отделения ИРМО с иностранными концертными дирекциями, в особенности с самым крупным концертным агентством последней четверти XIX – первой трети XX веков, Концертной дирекцией Вольфа, приходится на 1890–1913 годы. В связи с усилившейся конкуренцией между симфоническими собраниями РМО в Москве и концертами других филармонических организаций, глава Московской дирекции Василий Сафонов устанавливает регулярные деловые отношения с зарубежными партнёрами по концертному менеджменту, которые в дальнейшем расширялись и усиливались, способствуя интенсификации связей между русскими и иностранными музыкантами. Обозначенное научное направление открывает новые перспективы для изучения феномена музыкальной культуры Серебряного века.

Ключевые слова: Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), музыкальная жизнь Москвы, концертный менеджмент, Василий Сафонов, Концертная дирекция Германа Вольфа.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shabshaevich, E. M. (2018). Московское отделение Императорского Русского музыкального общества и зарубежные концертные агентства. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 113–119. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.113-119
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Elena M. Shabshaevich, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке

Шабшаевич Елена Марковна, доктор искусствоведения, профессор кафедры философии,
истории, теории культуры и искусства

Библиографические ссылки

1. Korabel'shchikova I. A. Istoriya teatral'no-kontsertnogo menedzhmenta: uchebnoe posobie [A History of Theater and Concert Management: Tutorial Manual]. Tambov: Tambov State G. R. Derzhavin University, 2013. 144 p.
2. Krivitskaya E. D. Raul' Pyun'o v Rossii. Po stranitsam pisem R. Pyun'o k V. I. Safonovu [Raoul Pugno in Russia: Through the Pages of R. Pugno’s Letters to V. Safonov]. Russkie muzykal'nye arkhivy za rubezhom. Zarubezhnye muzykal'nye arkhivy v Rossii. Vyp. 7 [Russian Musical Archives in other Countries. Musical Archives from other Countries in Russia. Issue 7]. Ed., comp. by I. V. Brezhneva, G. M. Malinina. Moscow, 2015, pp. 271–280.
3. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
4. Lebrekht N. Kto ubil klassicheskuyu muzyku? Istoriya odnogo korporativnogo prestupleniya [Who killed Classical Music? The History of one Corporate Crime]. Moscow: Klassika-XXI, 2004. 588 p.
5. Letopis' zhizni i tvorchestva V. I. Safonova [A Chronicle of the Life and Work of V. I. Safonov]. Comp. by L. L. Tumarinson, B. M. Rozenfel'd. Moscow: Belyy Bereg, 2009. 808 p.
6. Moiseev G. A. Sofi Menter v Rossii (po materialam arkhivov Moskvy, S.-Peterburga, Klina) [Sophie Menter in Russia (Based on the Archives of Moscow, St. Petersburg, Klin)]. Russkie muzykal'nye arkhivy za rubezhom. Zarubezhnye muzykal'nye arkhivy v Rossii. Vyp. 5 [Russian Musical Archives in other Countries. Musical Archives from other Countries in Russia. Issue 5]. Ed., comp. I. V. Brezhneva, G. M. Malinina. Moscow, 2010, pp. 16–21.
7. Safonov V. I. Izbrannoe: “Davayte perepisyvat'sya s amerikanskoy bystrotoyu…”. Perepiska 1880–1905 godov [Favorites: “Let's Correspond with the American Speed...”. Correspondence from the Years 1880–1905]. St. Petersburg: Petroglif, 2011. 760 p.
8. Smetannikova Anastasia Yu. The Rostov Branch of the Imperial Russian Musical Society: the First Decade of its Work. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 1 (18), pp. 89–94. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.089-094.
9. Shabshaevich E. M. Moskovskoe otdelenie Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva v sotrudnichestve s Kontsertnoy direktsiey Germana Vol'fa (1906–1911) [The Moscow Branch of the Imperial Russian Musical Society in Cooperation with the Hermann Wolff Concert Directorate (1906–1911)]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2018. No. 3, pp. 231–239.
10. Shabshaevich E. M. Muzykal'naya zhizn' Moskvy XIX stoletiya i ee otrazhenie v fortepiannoy kontsertnoy praktike [The Musical Life of Moscow in the 19th Century and its Reflection in the Piano Concert Practice]. Moscow: Kompozitor, 2011. 600 p.
11. Fifield C. Ibbs and Tillett: the Rise and Fall of a Musical Empire. London: Routlege, 2017. 724 p.
12. Fornoff C. Die Konzertagentur Wolff und ihre Bedeutung für Virtuosinnen im Berliner Musikleben des 19. Jahrhunderts. Musikerinnen und Netzwerke im 19. Jahrhundert (Schriftenreihe des Sophie Drinker Instituts, № 12). Oldenburg: Bis-Verlag der Carl von Ossietzky Universitat Oldenburg. 2016. S. 41–67.
13. Hatano S. Hermann Wolff als “Sachverständiger” für Aufführungsrecht in der frühen musikalischen Tantiemenbewegung in Deutschland. Mainz, 2016. URL: https://schott-campus.com/wp-content/.../hatano_wolff.pdf (01.09.2018).
14. The Musician as Entrepreneur, 1700–1914: Managers, Charlatans, and Idealists. Ed. W. Weber. Bloomington; Indianopolis: Indiana University Press, 2004. VI+269 p.
15. Weber W. The Concert Archives: French Musical Life in the Lite of Unpublished Sourсes (XVIII–XIX Century). Nineteenth-century Music Review. Apr, 2017. No. 14; 1, pp. 115–117.