Страницы дореволюционной истории Московской консерватории: именные стипендии профессоров
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор статьи воскрешает забытые страницы истории Московской консерватории дореволюционного пе-
риода. Одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса было назначение стипендий, которые
в то время служили пособием, полностью или частично покрывающим плату за обучение. Они назначались
талантливым, но малоимущим молодым людям, которые тем самым имели возможность получить высшее
музыкальное образование. Учредителями выступали организации (Московское отделение ИРМО, Московская
Городская Дума) и частные лица. Среди стипендий отдельный интерес представляют те, что носили имена вы-
дающихся профессоров Московской и Петербургской консерваторий: Н. Г. Рубинштейна, А. Г. Рубинштейна,
П. И. Чайковского, В. И. Сафонова, Д. В. Разумовского, Н. И. Зарембы, Н. А. Губерта. Стипендии консерва-
торских профессоров получали, в частности, скрипач А. А. Литвинов, пианистки Е. Ф. Гнесина, В. К. Миллер,
М. С. Неменова-Лунц, певец С. А. Борисоглебский, а также композитор и пианист С. В. Рахманинов. На сред-
ства стипендии имени П. И. Чайковского совершил своё заграничное артистическое путешествие в 1902 году
другой великий музыкант – А. Н. Скрябин.
Статья содержит выдержки из архивных документов, на основании которых действовали правила назна-
чения стипендий и финансовые условия их обеспечения. Используются ранее не публиковавшиеся материалы
фондов Российского государственного архива литературы и искусства. Персональные стипендии, учреждён-
ные в честь прославленных педагогов того учебного заведения, в котором получают образование стипендиаты,
служат для них сильным мотивирующим фактором.
Ключевые слова: Московская консерватория, именные стипендии, Н. Г. Рубинштейн, А. Г. Рубинштейн,
П. И. Чайковский, Д. В. Разумовский, Н. И. Заремба, Н. А. Губерт, В. И. Сафонов, И. В. Гржимали, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Moskovskaya konservatoriya v ee istoricheskom razvitii (k 150-letiyu so dnya osnovaniya): materialy Vseros. nauch. konf. pyatoy sessii Nauchnogo soveta po problemam muzykal’nogo obrazovaniya [The Moscow Conservatory in its Historical Development (150 years from its Founding): Materials of the Russian Scholarly Conference of the Fifth Session of the Academic Council for Issues of Musical Education]. Edited by V. I. Adishchev, K. S. Zenkin. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2016. 190 p.
3. Polotskaya E. E. P. I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [P. I. Tchaikovsky and the Formation of Education for Composers in Russia: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2009. 435 p.
4. Shabshaevich E. M. O nesostoyavshemsya proekte kontsertnogo zala imeni N. G. Rubinshteyna [About the Frustrated Project of Founding the N. G. Rubinstein Concert Hall]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2016. No. 3, pp. 1–6.
5. Barbaki M. The Role of Music in the Education of Yong Male Workers in Nineteenth-Century Greece: the Case of Charity Institutions. Music Educational Research. 2015. Vol. 17. No. 3, pp. 327–339.
6. Beltinger E. P., Baker R. B. The Effects of Student Coaching: An Evaluation of a Randomized Experiment in Student Advising. Educational Evaluation and Policy Analysis. 2014. Vol. 36. No. 1, pp. 3–19.
7. Franz N. The Legacy and Future of a Model for Engaged Scholarship: Supporting a Broader Range of Scholarship. Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2016. Vol. 20. No. 1, pp. 217–221.
8. Greenhow C., Gleason B. Social Scholarship: Reconsidering Scholarly Practices in the Age of Social Media. British Journal of Educational Technology. 2014/5/1. Vol. 45. No. 3, pp. 392–402.
9. Kallberg J., Lowe M.D., Bloechi O. Rethinking Difference in Music Scholarship. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 100 p.