Ладовые основы классицизма в контексте мировоззрения XVIII века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Классицизм относится к числу наиболее значимых творческих достижений человечества. Основу сложив-
шегося в искусстве XVIII века музыкального классицизма составили равномерно темперированный строй
и мажоро-минорная ладовая система, которые пришли на смену пифагорейскому строю и совокупности
средневековых церковных ладов. Эти нововведения явились результатом длительного целенаправленного
научного поиска мыслителей и музыкантов по созданию идеального музыкального строя. Это полностью
соответствовало общему умонастроению эпохи Просвещения с её преклонением перед Разумом – Боже-
ственным и человеческим.
Названные новации составили художественную аналогию образам бесконечного однородного простран-
ства и гелиоцентрической системы мира, которые оттеснили на второй план средневековые представления
об иерархическом мироустройстве с Землёй в качестве абсолютного центра. Социальным аналогом перехода
к централизации лада и тональной организации звучания можно считать становление французского абсолю-
тизма, а также созданное просветителями учение об идеальном чётко структурированном сообществе равных
перед Богом людей во главе с просвещённым монархом.
Представленные в статье космологические и социальные аналогии свидетельствуют о том, что ладовые
основы музыкального классицизма полностью отвечали центральной мировоззренческой установке эпохи, а
именно, убеждённости в Разумно-Божественных основаниях искусства, природы и социума.
Ключевые слова: классицизм, темперированный строй, мажоро-минор, гелиоцентрическая система, соци-
альная структура.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Аdorno T. Filosofiya novoy muzyki [The Philosophy of New Music]. Moscow: Logos, 2001. 352 p.
3. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 2: Muzykal’nyy yazyk i printsipy muzykal’noy kompozitsii [The Classical Style in the Music of the 18th and Early 19th Century. Part 2: The Musical Language and the Principles of Musical Composition]. Moscow: Kompozitor, 2007. 224 p.
4. Livanova T. N. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda. T. 2 [The History of Western European Music until 1789. Volume 2]. Moscow: Muzyka, 1982. 670 p.
5. Tarnas R. Istoriya zapadnoyevropeyskogo myshleniya [The History of Western European Thought]. Moscow: Kron-Press, 1995. 448 p.
6. Tyulin Yu. N. Ucheniye o garmonii [The Teaching of Harmony]. Moscow: Muzyka, 1966. 224 p.
7. Gallardo C. L. G., Murphy P. “These are the tones commonly used”: The Tones de canto de órgano. Spanish baroque music theory. Eighteenth-Century Music. Vol. 13. Issue 1. March 2016, pp. 73–93.
8. Gon F., Rumph St. Mozart and Enlightenment Semiotics. Ad Parnassum. Vol. 12. No. 24. October 2014, pp. 182–184.
9. Grave F. Recuperation, transformation and the transcendence of major over minor in finale of Haydn’s string quartet op. 76 no. 1. Eighteenth-Century Music. Vol. 5. Issue 1. March 2008, pp. 27–50.
10. November N. Beethoven’s Theatrical Quartets: Opp. 59, 74 and 95. Cambridge University Press, 2013. 298 p.
11. November N.: Editing Beethoven’s Middle- Period Quartets: Performers, Scholars and Sources in Dialogue. Ad Parnassum. Vol. 12. No. 24. October 2014, pp. 31–55.
12. Rosen Ch. The Classical Style: Haydn, Mozart, Beethoven. Expanded edition. W. W. Norton & Company. New York; London, 1997. 533 p.