Структура симфонического оркестра в контексте миропонимания XVIII – начала XIX столетий
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Приоритетное положение инструментальной музыки в искусстве Нового времени обусловили новые
творческие задачи по воссозданию многообразия реального мира – природы и человека. Наиболее совершенным
инструментом для решения этих задач стал симфонический оркестр, состав которого формировался на
протяжении XVII–XIX столетий.
Барочный оркестр не имел определённого стабильного набора инструментов, и образующие его группы
были неравнозначны. Ведущую роль исполняла группа струнных. Такой ненормативный диспропорциональный
оркестр можно понимать как образ несовершенной природы. Стабильный унифицированный оркестр,
включающий четыре равнозначные группы инструментов, сложился на рубеже XVIII–XIX столетий
в искусстве классицизма. Подобный оркестр обеспечил возможность создания звукового образа гармоничного
совершенного мира.
Классический, тяготеющий к «квадратности» оркестр имел в своей основе важные мировоззренческие
установки. Его четырёхэлементная структура отвечала античному учению о четырёх природных
первоэлементах, а также новоевропейскому учению о царствах природы, включающей миры минералов,
растений, животных и человеческий социум. Группа струнных, имеющая широкие возможности по
воспроизведению эмоций и чувств человека, позволяла создавать образы четырёх темпераментов. Кроме того,
её можно истолковать как звуковой образ социума, члены которого отличаются различной степенью свободы.
Таким образом, симфонический оркестр стал наиболее совершенным музыкальным инструментом,
открывающим путь к воплощению обобщённых звуковых образов мироздания, включающих природу
и социум.
Ключевые слова: музыкальные инструменты, симфонический оркестр, барокко, классицизм, природа
и человек.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kirillina L. V. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3: Poetika i stilistika [The Classical Style in 18th and Early 19th Century Music. Part 3: Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.
3. Likhachev D. S. Poeziya sadov: k semantike sadovo-parkovykh stiley [The Poetry of Gardens: towards the Semantics of Garden and Park Styles]. Moscow: Soglasie, 1998. 471 p.
4. Rybintseva G. V. Muzyka i arkhitektura barokko. Opyt mirovozzrencheskoy interpretatsii [The Music and Architecture of the Baroque Style. An Attempt of a Worldview-based Interpretation]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory Press, 2015. 188 p.
5. Kholl M. P. Entsiklopedicheskoe izlozhenie masonskoy, germeticheskoy, kabbalisticheskoy i rozenkreytserovskoy simvolicheskoy filosofii [An Encyclopedic Exposition of Masonic, Hermetic, Kabalistic and Rosicrucian Symbolic Philosophy]. St. Petersburg: SPIKS, 1994. 793 p.
6. Shabunova I. M. Instrumenty i orkestr v evropeyskoy muzykal'noy kul'ture [Instruments and the Orchestra in European Musical Culture]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory Press, 2011. 262 p.
7. Shabunova I. M. Traditional and New Approaches toward the Study of Orchestration. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 1 (12), pp. 31–35.
8. Bang Jon. The Principles of Orchestration. Analysis, Theory and Practice. Master’s thesis in Musicology. Norwegian University of Science and Technology. Trondheim, 2013. 168 p.
9. Carse Adam von Ahn. The History of Orchestration (Dover Books on Music). New York: Dover Publications, 1964. 348 p.
10. Norman Del Mar. Anatomy of the Orchestra. London: Faber & Faber, 1981. 528 p.
11. Range Matthias. With Instrumental Music of all Sorts. The Orchestra at British Coronations before 1727. International Musicological Society. Bärenreiter. ACTA Musicologica. Volume 82. 2010, pp. 87–104.
12. Sptizer John, Neil Zaslaw. The Birth of the Orchestra: History of an Institution, 1650–1815. Oxford University Press, 2004. 614 p.