К вопросу о генезисе звукоизвлечения на гармонике
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Ручные гармоники с горизонтальным движением меха популярны
во многих странах мира и конструктивно разно-
образны. в настоящий момент сложились следующие версии
происхождения гармоники: шэнговская, варганная и универсальная.
в российском учебно-академическом музыко-
знании долгое время доминировала шэнговская гипотеза,
изложенная исследователем А. Миреком, согласно которой
родоначальником гармоники выступил древнейший китайский
аэрофон шэнг. Существующая в этноинструментоведении
варганная гипотеза начала внедряться в российскую
музыкальную науку лишь в последние десятилетия. варганное
происхождение гармоники основано на решающей роли
идиофона Maultrommel (в русском варианте – варган). на
рубеже XX–XXI вв. в отечественном музыкознании появилась
новая, универсальная гипотеза, объединившая обе предыдущие.
в статье представлена таблица конструктивного
генезиса звукоизвлечения на гармонике, подтверждающая
варганную версию. выделены следующие этапы развития
гармоники: варган (идиофон) – аура Шайблера (идиофон)
– аура Бушмана (аэрофон) – хандэолина Бушмана (аэрофон)
– аккордеон Демиана (аэрофон).
Ключевые слова: органология, гармоника, происхождение
гармоники, варган, идиофоны, аэрофоны
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Garmonika, garmoniya [The Harmonica, Harmony]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Editor G. V. Keldysh, Compiled B. S. Shteynpress, I. M. Yampolskiy. Moscow, 1959, p. 49.
3. Gerasimov O. M. Narodnye muzykal’nye instrumenty mari. Traditsii i sovremennost’: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Mari National Musical Instruments. Traditions and Modernity: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Sankt- Petersburg, 2000. 43 p.
4. Gubnaya garmonika, gubnaya garmoniya [Mouth Harmonica. Mouth Harmony]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [Encyclopedic Dictionary of Music]. Edited by G. V. Keldysh, Compiled by B. S. Shteynpress, I. M. Yampolskiy. Moscow, 1959, p. 63.
5. Zhil’tsov I. A. Vremya bayana [The Time of the Bayan]. Narodnik [Narodnik], no. 1 (45). Moscow, 2004, pp. 20–23.
6. Imkhanitskiy M. I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of the Art of Playing the Bayan and Accordion]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 2006. 520 p.
7. Ishmurzina L. F. Instrumental’naya kul’tura bashkirskogo politeizma [The Instrumental Culture of Bashkir Polytheism]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, no. 1 (12), pp. 66–71.
8. Metlin I. A. Bashkirskiy agaskubyz kak raznovidnost’ maul’trommelya. [The Bashkirian Agas-Kubyz as a Type of Maultrommel]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2009, no. 2 (5), pp. 72–76.
9. Metlin I. A. Kubyz – instrument mezhetnicheskogo vzaimodeystviya [The Kubyz – an Instrument of Interethnic Interaction]. Aktual’nye problemy sovremennogo muzykal’nogo obrazovaniya v usloviyakh polikul’turnogo sotsiuma: mater. nauch.-prakt. konf. 5 aprelya 2007 g. [Topical Problems of Modern Music Education in the Conditions of a Polycultural Society: Materials of Scholarly and Practical Conference on April 5, 2007]. Ufa, 2007, pp. 69–72.
10. Mirek A. M. Garmonika. Proshloe i nastoyashchee [The Harmonica. Past and Present]. Moscow: Interpraks, 1994. 534 p.
11. Mirek A. M. Iz istorii akkordeona i bayana [From the History of the Accordion and the Bayan]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 196 p.
12. Rakhimov R. G. Bashkirskaya narodnaya instrumental’naya kul’tura: etnoorganologicheskoe issledovanie [The Bashkir National Instrumental Culture. EthnoOrganological Research]. Ufa: Bashkir State Pedagogical University Press, 2006. 156 p.
13. Shen, sheng [The Sheng]. Entsiklopedicheskiy muzykal’nyy slovar’ [An Encyclopedic Dictionary of Music]. Edited by G. V. Keldysh, Compiled by B. S. Shteynpress, I. M. Yampolskiy. Moscow, 1959, p. 310.
14. Evropeyskiye potomki vargana. Aura i eolina [The European Descendants of the Jew’s harp. Aura and Aeolian Harp]. URL: http://varganmsk. livejournal.com (31.07.2013).