Гармоника в творчестве первых композиторов Башкирии (на примере сочинений М. М. Валеева)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор обращается к проблеме внедрения в башкирскую
национальную культуру ручной гармоники, характерной
особенностью которой является басо-аккордовый аккомпа-
немент. Произведения Масалима Валеева – первого пред-
седателя Башкирского отделения Союза композиторов Рос-
сии – впервые рассматриваются с позиций выявления роли
гармоники в его творчестве. Исполнительский анализ ряда
сочинений (музыки к драматическим спектаклям «Хакмар»,
«Черноликие», фортепианных пьес «Пиццикато», «Полька»)
свидетельствует о владении композитора игрой на гармонике
(баян, гармонь-тальянка), а также влиянии конструктивных
особенностей гармоники на фактурную организацию инстру-
ментальных сочинений. Гармонику (баян) можно считать
основным фактором освоения башкирскими композиторами
академической культуры многоголосия.
Ключевые слова: гармоника, баян, инструментальные
сочинения Масалима Валеева
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Atanova L. P. Masalim Valeev [Masalim Valeev]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publ.], 1970. 28 p.
3. Valeev M. M. Pesni [Songs]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publ.], 1958. 72 p.
4. Valeev M. M. Fortepiannye proizvedeniya [Piano Compositions]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publ.], 1988. 65 p.
5. Gaysin G. A. Garmonika i ee raznovidnosti v muzykal'noy kul'ture Kazakhstana (k probleme vzaimodeystviya natsional'nykh kul'tur): avtoreferat dis. … kandidata iskusstvovedeniya [The Accordion and its Varieties in the Musical Culture of Kazakhstan (Concerning the Issue of Interaction of National Cultures): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1986. 157 p.
6. Davydova E. M. Gabyashy S. [Gabyashy S.]. Kompozitory i muzykovedy Bashkortostana: ocherki zhizni i tvorchestva [Composers and Musicologists of Bashkortostan: Essays on their Lives and Works]. Ed. E. R. Skurko. Ufa, 2002, pp. 63–66.
7. Davydova E. M. Ibragimov Kh. [Ibragimov Kh.]. Ibid., pp. 100–102.
8. Drozhzhina M. N. Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva XX veka: avtoreferat dis. … doktora iskusstvovedeniya [Young National Schools of Composition of the East as a Phenomenon of 20th Century Musical Art: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2005. 346 p.
9. Imkhanitskiy M. I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of the Art of Playing the Bayan and Accordion]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 2006. 520 p.
10. Imkhanitskiy M. I. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [History of Performance on Russian National Instruments]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 2002. 352 p.
11. Lebedinskiy L. N. Bashkirskie narodnye pesni i naigryshi [Bashkir National Songs and Folk Tunes]. 2nd edition. Moscow: Muzyka Press, 1965. 246 p.
12. Lebedinskiy L. N. Kompozitory Bashkirii [The Composers of Bashkiria]. Мoscow: Muzfond, 1955. 37 p.
13. Onegin A.E. Azbuka bayanista [The Alphabet of the Bayan Performer]. Moscow: Muzgiz, 1963. 80 p.
14. Poletaev A.I. Pyatipal'tsevaya applikatura na bayane (pravaya klaviatura) [Five-Manual Fingering on the Bayan (Right Keyboard)]. Moscow: Soyuz Kompozitorov, 1962. 28 p.
15. Pieces for Bayan by Bashkir Composers. (In Russian). Ed. K. Yu. Rakhimov, comp. R.V. Sal’manov. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publications], 1965. 96 p.
16. Rakhimov R. G. Faktura bashkirskoy instrumental'noy monodii [The Texture of the Bashkir Instrumental Monody]. Ufa: Uzoritsa, 2001. 130 p.
17. Sultan Gabyashy [In Russian]. URL: http://www.kazan. ws/cgi-bin/people/print.pl (25.02.2013).