Респонсории на Святой Неделе
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
текстов католического богослужения – Респонсориев на
Страстной Неделе. Наряду с латинским текстом приводится
перевод на русский язык, выполненный автором публика-
ции С. А. Козлыкиной. Автор опирается на следующее из-
дание: Zelenka J. D. Responsorien für die Karwoche ZWV 55
(1723) (Stuttgart, 1995). В предисловии даётся краткое из-
ложение истории респонсориев как жанра католической ду-
ховной музыки, указываются имена композиторов, создав-
ших многоголосные циклы. Их первые образцы относятся к
XVI веку, один из последних – к XX («Семь респонсориев»
Ф. Пуленка). Отмечаются возможные пути бытования жанра
в современных условиях, когда он вышел из богослужебной
практики, – как в литургическом, так и в паралитургическом
контексте. Первый – введение в Литургию Великой Пятни-
цы как рефлексии на чтение из Евангелия, повествующее о
Страстях Господних. Второй – исполнение во время оффи-
ция, снова как ответ на соответствующие чтения. Третий –
исполнение в церковных концертах. Возможно объединение с
ламентациями (по книге «Плач пророка Иеремии») – жанром,
тесно связанным с респонсориями.
Ключевые слова: духовная музыка, музыка в католиче-
ском богослужении, респонсории, ламентации
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kalinichenko E. V., Tyushagin V. V., Puchkin D. Ye., Ponomaryov V. P., Potashinskaya N. N. Vatikanskiy II Sobor [The Second Vatican Council]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Christian Encyclopedia]. V. 7. Moscow, 2004, pp. 286–303.
3. Moskva Yu. V. Nokturny [Nocturnes]. Katolicheskaya entsiklopediya [The Catholic Encyclopedia]. V. 3. Moscow, 2007, pp. 921–922.
4. Moskva Yu. V. Responsoriy [Responsories]. Ibid. V. 4. 2011, pp. 149–150.
5. Cessac C. François Couperin (1668–1733) «Leçons de Ténèbres», Marc-Antoine Charpentier (1643–1704) «Répons», Michel Lambert (1610–1696) «Miserere». Translation by Geoffrey Marshall. Ténèbres du Premier Jour. F. Couperin – M.-A. Charpentier – M. Lambert. Les Demoiselles de Saint-Cyr – Emmanuel Mandrin. Dorothée Leclair, Juliette Perret, Eugénie Warnier, solists. Europe: Ambronay Editions, 2009, рp. 8–11.
6. Horn W., Kohlhase Th. Kritischer Bericht. J. D. Zelenka. Responsorien für die Karwoche ZWV 55 (1723). 27 Responsorien für die Matutin-Nokturnen zum Gründonnerstag, Karfreitag und Karsamstag für vierstimmigen gemischten Chor (SATB) und Basso continuo (Streicher und Posaunen colla parte, ad libitum). Erstausgabe herausgegeben von Wolfgang Horn und Thomas Kohlhase. Stuttgart: Carus-Verlag, 1995. S. 202–209.
7. Horn W., Kohlhase Th. Vorwort. Ibid. S. III–XI.
8. O’Shea W. J. Good Friday. New Catholic Encyclopedia. Second Edition. B. 6. Washington: The Catholic University of America, 2003, pp. 355–356.
9. O’Shea W. J. Holy Thursday. Ibid. B. 7, pp. 54–55.
10. O’Shea W. J. Holy Week. Ibid. B. 7, p. 56.
11. Poulenc F. Sept repons des Ténèbres [Sheet Music]. Pour Soprano solo (voix d’enfant). Choer mixte (voix d’enfants – voix d’hommes) et orchestre. Paris: Editions Salabert, S.A. 22 rue Chauchat, 1962. 34 p.
12. Cutter P. F., Maiani B., Moroney D., Caldwell J. Responsory [Great Responsory of Matins and Vespers; responsorium prolixum]. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 1–29. 2nd ed. Oxford Univ. Press, 2001. (CD-ROM).
13. Zelenka J. D. Responsorien für die Karwoche ZWV 55 (1723) [Sheet Music]. 27 Responsorien für die Matutin- Nokturnen zum Gründonnerstag, Karfreitag und Karsamstag für vierstimmigen gemischten Chor (SATB) und Basso continuo (Streicher und Posaunen colla parte, ad libitum). Erstausgabe herausgegeben von Wolfgang Horn und Thomas Kohlhase. Stuttgart: Carus-Verlag, 1995. XXII + 210 S.