Об основаниях оптимизма в музыке С. С. Прокофьева

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Tatiana V. Safonova
Zinaida V. Fomina

Аннотация

Мироощущение С. С. Прокофьева является выражением глубинных оснований его внутреннего мира, сло-
жившихся в детстве под воздействием природы и традиционных форм национальной культуры. Особое ме-
сто в мировоззренческой рефлексии композитора занимают религиозные искания. Анализ его личных за-
писей обнаруживает близость основным идеям русской философии: приоритет духовного, сопричастность
материального духовному, божественному (Вл. Соловьёв), человек как «прибыльное откровение» в Боге
(Н. Бердяев), человек как носитель и воплощение Божественного Духа. Характерная для музыки Прокофьева
устремлённость к свету есть выражение многократно декларируемой композитором в его высказываниях
и записях направленности на абсолютные (христианские) ценности. Мироощущение С. Прокофьева стало
устойчивой платформой его личности, охраняющей от душевных метаний и сомнений. Действительным
основанием прокофьевского оптимизма служит подлинная духовность, уходящая своими корнями в русскую
культурную традицию с её верой в сопричастность человека абсолютным началам бытия.

Ключевые слова: С. Прокофьев, основания прокофьевского оптимизма, русская культурная традиция, рус-
ская религиозная философия.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Safonova, T. V., & Fomina, Z. V. (2016). Об основаниях оптимизма в музыке С. С. Прокофьева. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 66–71. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.066-071
Раздел
Музыка в системе культуры
Биографии авторов

Tatiana V. Safonova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Сафонова Татьяна Викторовна – 
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры специального фортепиано

Zinaida V. Fomina, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Фомина Зинаида Васильевна – 
доктор философских наук,
профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Библиографические ссылки

1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [The Philosophy of Freedom. The Meaning of Creativity]. Moscow: Pravda, 1989. 607 p.
2. Vishnevetsky I. G. Sergey Prokof’ev [Sergei Prokofiev]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2009. 736 p.
3. Gavryushin N. K. S. S. Prokof’ev kak religioznyy myslitel’ [Sergei Prokofiev as a Religious Thinker]. Issledovaniya po istorii russkoy mysli. Ezhegodnik. 2012–2014 [Research in the History of Russian Thought. Yearbook. 2012–2014]. Moscow: Modest Kolerov, 2015, pp. 488–495.
4. Gakkel’ L. E. Fortepiannaya muzyka XX veka: ocherki [20th Century Piano Music: Sketches]. Second Edition, Revised. Leningrad: Sovetsky kompozitor, 1990. 288 p.
5. Devyatova O. L. Sergey Prokof’ev v Sovetskoy Rossii: konformist ili svobodnyy khudozhnik? [Sergei Prokofiev in Soviet Russia: a Conformist or a Free Artist?]. Chelovek v mire kul’tury [The Man in the World of Culture]. Ekaterinburg, 2013, No 2 (6), pp. 39–59.
6. Karnovich O. A. Skazka na baletnoy stsene: interpretatsiya syuzheta “Zolushki”: avtoref. … dis. kand. iskusstvovedeniya [A Tale for the Ballet Stage: An Interpretation of the Subject of “Cinderella”: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2016. 23 p.
7. Kruglova T. A. “Iskrennee prinoshenie svobodnogo khudozhnika na altar’ brachnogo soyuza s trudovym gosudarstvom”: sluchay Sergeya Prokof’eva [“A Sincere Offering by a Free Artist on the Altar of the Bonds of Marriage with the Labor Government”: the Case of Sergei Prokofiev]. Labirint [Labyrinth]. 2013, No. 1 (6), pp. 67–76.
8. Mendel’son-Prokof’eva M. A. Iz dnevnika [Mendelssohn-Prokofieva M. A. From the Diary]. Moskovskiy muzykoved [Moscow Musicologist]. Issue 2. Moscow, 1991, pp. 60–77.
9. Mendel’son-Prokof’eva M. A. O Sergeye Sergeyeviche Prokof ’eve. Vospominaniya. Dnevniki (1938–1967) [Mendelssohn-Prokofieva M.A. About Sergei Sergeyevich Prokofiev. Memories. Diaries (1938– 1967)]. Scholarly Edition, Foreword. and Comments. E. V. Krivtsova. Moscow: Kompozitor, 2012. 631 p.
10. Nabokov N. D. Starye druzya i novaya muzyka. Glava iz knigi [Old Friends and New Music. A Chapter from the Book]. Translation and Notes by M. A. Yamshchikov; Preparation of Edition and Introductory Remarks by E. Belodubrovsky. Neva [Neva]. 2014, No. 8, pp. 155–180. Scholarly Edition, Introduction and Commentaries by E.V. Krivtsova.
11. Savkina N. P. Khristianskaya nauka v zhizni S. S. Prokof’eva [Christian Scholarship in the Life of Sergei Prokofiev]. Nauchnye chteniya pamyati A. I. Kandinskogo: mat. nauch. konf. [Scholarly Conference in Memory of A. I. Kandinsky: Materials of the Scholarly Conference]. Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 2007, pp. 241–256.
12. Safonova T. V. Metafizicheskaya sostavlyayushchaya v tvorchestve S. S. Prokof’eva [The Metaphysical Component in the Oeuvres of Sergei Prokofiev]. Edited by Z. V. Fomina. Saratov: Saratov State L.V. Sobinov Conservatory, 2011. 156 p.
13. Solovyov V. S. Chteniya o Bogochelovechestve [Conference about the God-Man]. Soch.: v 2 t. [Works in 2 Volumes]. Volume 2. Moscow, 1989, pp. 5-170.
14. Fomina Z. V. Chelovecheskaya dukhovnost’: bytie i tsennosti [Human Spirituality: Being and Values]. Second Edition, Revised. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2015. 232 p.
15. Frank S. L. Dukhovnye osnovy obshchestva [The Spiritual Foundations of Society]. Moscow: Respublika, 1992. 510 p.
16. Shnitke A. Slovo o Prokof’eve [Schnittke A. A Word about Prokofiev]. Besedy s Al’fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, 2005, pp. 209–214.
17. Giroud V. Nicolas Nabokov: a Life in Freedom and Music. Oxford and New York: Oxford University Press, 2015. 584 р.
18. Ivashkin A. Who’s Afraid of Socialist Realism. Slavonic and East European Review. 2014. Volume 92, No. 3. 438 p.
19. Morrison S. Against Bare Bottoms. Diaries 1924–33: Prodigal Son by Sergey Prokofiev. Translated by Anthony Phillips. London Review of Books. Volume 35, No. 6 (21 March 2013), pp. 23–25.
20. Morrison S. Lina and Serge: The Love and Wars of Lina Prokofiev. London: Random House, 2013. 336 p.
21. Savkina N. The Significance of Christian Science in Prokofiev’s Life and Work. Three Oranges. 2005. No. 10 (November), pp. 21–22.