Об основаниях оптимизма в музыке С. С. Прокофьева
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Мироощущение С. С. Прокофьева является выражением глубинных оснований его внутреннего мира, сло-
жившихся в детстве под воздействием природы и традиционных форм национальной культуры. Особое ме-
сто в мировоззренческой рефлексии композитора занимают религиозные искания. Анализ его личных за-
писей обнаруживает близость основным идеям русской философии: приоритет духовного, сопричастность
материального духовному, божественному (Вл. Соловьёв), человек как «прибыльное откровение» в Боге
(Н. Бердяев), человек как носитель и воплощение Божественного Духа. Характерная для музыки Прокофьева
устремлённость к свету есть выражение многократно декларируемой композитором в его высказываниях
и записях направленности на абсолютные (христианские) ценности. Мироощущение С. Прокофьева стало
устойчивой платформой его личности, охраняющей от душевных метаний и сомнений. Действительным
основанием прокофьевского оптимизма служит подлинная духовность, уходящая своими корнями в русскую
культурную традицию с её верой в сопричастность человека абсолютным началам бытия.
Ключевые слова: С. Прокофьев, основания прокофьевского оптимизма, русская культурная традиция, рус-
ская религиозная философия.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vishnevetsky I. G. Sergey Prokof’ev [Sergei Prokofiev]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2009. 736 p.
3. Gavryushin N. K. S. S. Prokof’ev kak religioznyy myslitel’ [Sergei Prokofiev as a Religious Thinker]. Issledovaniya po istorii russkoy mysli. Ezhegodnik. 2012–2014 [Research in the History of Russian Thought. Yearbook. 2012–2014]. Moscow: Modest Kolerov, 2015, pp. 488–495.
4. Gakkel’ L. E. Fortepiannaya muzyka XX veka: ocherki [20th Century Piano Music: Sketches]. Second Edition, Revised. Leningrad: Sovetsky kompozitor, 1990. 288 p.
5. Devyatova O. L. Sergey Prokof’ev v Sovetskoy Rossii: konformist ili svobodnyy khudozhnik? [Sergei Prokofiev in Soviet Russia: a Conformist or a Free Artist?]. Chelovek v mire kul’tury [The Man in the World of Culture]. Ekaterinburg, 2013, No 2 (6), pp. 39–59.
6. Karnovich O. A. Skazka na baletnoy stsene: interpretatsiya syuzheta “Zolushki”: avtoref. … dis. kand. iskusstvovedeniya [A Tale for the Ballet Stage: An Interpretation of the Subject of “Cinderella”: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2016. 23 p.
7. Kruglova T. A. “Iskrennee prinoshenie svobodnogo khudozhnika na altar’ brachnogo soyuza s trudovym gosudarstvom”: sluchay Sergeya Prokof’eva [“A Sincere Offering by a Free Artist on the Altar of the Bonds of Marriage with the Labor Government”: the Case of Sergei Prokofiev]. Labirint [Labyrinth]. 2013, No. 1 (6), pp. 67–76.
8. Mendel’son-Prokof’eva M. A. Iz dnevnika [Mendelssohn-Prokofieva M. A. From the Diary]. Moskovskiy muzykoved [Moscow Musicologist]. Issue 2. Moscow, 1991, pp. 60–77.
9. Mendel’son-Prokof’eva M. A. O Sergeye Sergeyeviche Prokof ’eve. Vospominaniya. Dnevniki (1938–1967) [Mendelssohn-Prokofieva M.A. About Sergei Sergeyevich Prokofiev. Memories. Diaries (1938– 1967)]. Scholarly Edition, Foreword. and Comments. E. V. Krivtsova. Moscow: Kompozitor, 2012. 631 p.
10. Nabokov N. D. Starye druzya i novaya muzyka. Glava iz knigi [Old Friends and New Music. A Chapter from the Book]. Translation and Notes by M. A. Yamshchikov; Preparation of Edition and Introductory Remarks by E. Belodubrovsky. Neva [Neva]. 2014, No. 8, pp. 155–180. Scholarly Edition, Introduction and Commentaries by E.V. Krivtsova.
11. Savkina N. P. Khristianskaya nauka v zhizni S. S. Prokof’eva [Christian Scholarship in the Life of Sergei Prokofiev]. Nauchnye chteniya pamyati A. I. Kandinskogo: mat. nauch. konf. [Scholarly Conference in Memory of A. I. Kandinsky: Materials of the Scholarly Conference]. Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 2007, pp. 241–256.
12. Safonova T. V. Metafizicheskaya sostavlyayushchaya v tvorchestve S. S. Prokof’eva [The Metaphysical Component in the Oeuvres of Sergei Prokofiev]. Edited by Z. V. Fomina. Saratov: Saratov State L.V. Sobinov Conservatory, 2011. 156 p.
13. Solovyov V. S. Chteniya o Bogochelovechestve [Conference about the God-Man]. Soch.: v 2 t. [Works in 2 Volumes]. Volume 2. Moscow, 1989, pp. 5-170.
14. Fomina Z. V. Chelovecheskaya dukhovnost’: bytie i tsennosti [Human Spirituality: Being and Values]. Second Edition, Revised. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2015. 232 p.
15. Frank S. L. Dukhovnye osnovy obshchestva [The Spiritual Foundations of Society]. Moscow: Respublika, 1992. 510 p.
16. Shnitke A. Slovo o Prokof’eve [Schnittke A. A Word about Prokofiev]. Besedy s Al’fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, 2005, pp. 209–214.
17. Giroud V. Nicolas Nabokov: a Life in Freedom and Music. Oxford and New York: Oxford University Press, 2015. 584 р.
18. Ivashkin A. Who’s Afraid of Socialist Realism. Slavonic and East European Review. 2014. Volume 92, No. 3. 438 p.
19. Morrison S. Against Bare Bottoms. Diaries 1924–33: Prodigal Son by Sergey Prokofiev. Translated by Anthony Phillips. London Review of Books. Volume 35, No. 6 (21 March 2013), pp. 23–25.
20. Morrison S. Lina and Serge: The Love and Wars of Lina Prokofiev. London: Random House, 2013. 336 p.
21. Savkina N. The Significance of Christian Science in Prokofiev’s Life and Work. Three Oranges. 2005. No. 10 (November), pp. 21–22.