К вопросу об интерпретации фортепианных произведений С. С. Прокофьева

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Tatiana V. Safonova
Zinaida V. Fomina

Аннотация

Анализ исполнительских интерпретаций фортепианных произведений Прокофьева осуществлён в статье
с позиций герменевтического подхода. Интерпретация рассматривается как способ существования музыкального произведения, требующий активного творческого соучастия исполнителя в воссоздании авторского замысла. Особое место уделено вопросу о границах интерпретации: подчёркивается необходимость проникновения в глубинные смысловые слои исполняемого произведения, движения к постижению авторского замысла и недопустимость вольного обращения с музыкальным текстом. Развивается мысль о том, что характер интерпретации, её адекватность и убедительность зависят не только от профессионального уровня музыканта, но и от величины и значительности личности исполнителя. Утверждается, что анализ различных интерпретаций того или иного произведения позволяет не только определить духовные ориентиры и ценностные предпочтения исполнителя, но и духовную атмосферу общества, в котором он творит, востребованность тех настроений
и смыслов, которые несёт музыка композитора. Высказывается предположение о том, что активное обращение современных исполнителей к произведениям Прокофьева обусловлено характером напряжённой исторической ситуации в мире, формирующей ощущение тревоги и подавленности: в прокофьевской музыке привлекает устремлённость к свету, уверенность и оптимизм. Рассмотрены интерпретации фортепианных произведений Прокофьева, представленные именами С. Рихтера, М. Гринберг, Э. Гилельса, М. Аргерих, Н. Петрова и современных исполнителей – А. Гаврилова, Е. Кисина, Д. Трифонова, Г. Соколова.

Ключевые слова: С. С. Прокофьев, фортепианные произведения, исполнительская интерпретация, авторский замысел.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Safonova, T. V., & Fomina, Z. V. (2018). К вопросу об интерпретации фортепианных произведений С. С. Прокофьева. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 171–178. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.171-178
Раздел
Музыкальный текст и исполнитель
Биографии авторов

Tatiana V. Safonova, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Сафонова Татьяна Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального
фортепиано

Zinaida V. Fomina, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Фомина Зинаида Васильевна, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных
дисциплин

Библиографические ссылки

1. Alfeevskaya G. S. Istoriya otechestvennoy muzyki XX veka: S. S. Prokof'ev, D. D. Shostakovich, G. V. Sviridov, A. G. Shnitke, R. K. Shchedrin [History of 20th Century Russian Music: Sergei Prokofiev, Dmitri Shostakovich, Georgy Sviridov, Alfred Schnittke, Rodion Shchedrin]. Moscow: Vlados-Press, 2009. 159 p.
2. Gordon G. B. Emil' Gilel's. Za gran'yu mifa [Emil Gilels. Beyond the Myth]. Moscow: Klassika-XXI, 2007. 171 p.
3. Del'son V. Yu. Fortepiannoe tvorchestvo i pianizm Prokof'eva [The Piano Compositions and Piano Technique of Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1973. 287 p.
4. Martynova S. Iz perepiski Prokof'eva [From Prokofiev's Correspondence]. Sergey Prokof'ev: Pis'ma. Vospominaniya. Stat'i [Sergey Prokofiev: Letters. Memoirs. Articles]. Moscow, 2007, pp. 148–178.
5. Mendel'son-Prokof'eva M. A. Vospominaniya o Sergee Prokof'eve. Fragment: 1946–1950 gody [Mendelssohn- Prokofiev M. A. Memoirs of Sergei Prokofiev. Fragment: 1946–1950]. Sergey Prokof'ev. Vospominaniya. Pis'ma. Stat'i [Sergey Prokofiev. Memoirs. Letters. Articles]. Moscow, 2004, pp. 5–226.
6. Ovchinnikov M. O romanticheskikh tendentsiyakh v interpretatsiyakh fortepiannykh proizvedeniy S. Prokof'eva sovetskimi pianistami [About the Romantic Tendencies in Interpretations of Prokofiev’s Piano Works by Soviet Pianists]. Moskovskiy muzykoved [The Moscow Musicologist]. Issue 2. Moscow, 1991, pp. 78–88.
7. Safonova T. V. Metafizicheskaya sostavlyayushchaya v tvorchestve S. S. Prokof'eva [The Metaphysical Component in the Works of Sergei Prokofiev]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2011. 156 p.
8. Fomina Z. V. Avtor kak problema teoreticheskoy refleksii v kul'turnom prostranstve postmoderna [The Author as an Issue of Theoretical Reflection in the Cultural Space of the Post-Modern Era]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Present-Day Issues of Scholarship and Education]. 2012. No. 3. URL: http://www.rae.ru/fs/.
9. Fomina Z. V. Filosofiya muzyki [The Philosophy of Music]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2011. 208 p.
10. Chemberdzhy V. N. XX vek Liny Prokof'evoy [The 20th Century of Lina Prokofiev]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 336 p.
11. Shnitke A. G. Slovo o Prokof'eve [A Few Words about Prokofiev]. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, 2005, pp. 209–214.
12. Eko U. Otkrytoe proizvedenie [Ecco U. An Open Work]. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt, 2004. 384 p.
13. Giroud V. Nicolas Nabokov: a Life in Freedom and Music. Oxford and New York: Oxford University Press, 2015. 584 p.
14. Khait J. To Sing or Not to Sing: the Signification of Operatic Mode of Utterance in Sergey Prokofiev’s Betrothal in A Monastery. Art of Music. Theory and History. 2017 № 16, pp. 21–44.
15. Manzoni S. Music and Literature at the Time of Soviet Union. Art of Music. Theory and History. 2017. No. 16, pp. 207–211.
16. Morrison S. Prokofiev: Reflections on an Anniversary, And A Plea for a New Critical Edition. Art of Music. Theory and History. 2017. No. 16, pp. 5–20.
17. The Leonard Bernstein Letters. Ed. by Nigel Simeone. New Haven: Yale University Press, 2013. 606 p.