Семантическая глубина и фактор художественности в «Концерте-элегии памяти Славы Ростроповича» Е. Фирсовой
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Концерт-элегия для виолончели с оркестром ор. 122 (Концерт для виолончели № 4) Елены Фирсовой посвя-
щён памяти Мстислава Ростроповича и написан вскоре после его смерти (2008). Произведение стало одним из
самых значительных в творчестве композитора. Его анализ потребовал усовершенствованной новейшей мето-
дологии. Смысловая глубина сочинения вызвала необходимость ввести разветвлённый семантический подход.
Совершенство музыкальной композиции современного автора активизировало теоретические поиски особых
способов создания эстетической гармонии целого в единстве ведущих музыкальных средств. Даже в самой
композиционной структуре актуальными стали такие уровни, какие почти не рассматривались академической
наукой о музыкальной форме. Непременную задачу составило постижение органического единства семантиче-
ского и эстетико-композиционного аспектов произведения, в связи с чем предметом внимания стала категория
художественности.
Густая смысловая насыщенность Концерта-элегии Е. Фирсовой позволила найти здесь 9 проявлений се-
мантики, в том числе: открытое слово, цитата с известным текстом (из арии Ленского «Забудет мир меня»),
буквенная монограмма («Слава»), жанры (монолог, похоронный марш), роль тембров, исполнительских приё-
мов, регистров. В драматургии раскрылись три семантические сферы: Жизнь, Смерть и Сомнение. При анали-
зе совершенства музыкальной формы в последней выявлены традиционные и новаторские способы создания
органики целого. К традиционным явлениям можно отнести сонатную форму, мотивное родство главной и
побочной тем. Необычным фактом для композитора рубежа ХХ–ХХI вв. обернулось использование ячеек лада
тон-полутон. Для эстетической гармонии целого сыграли важную роль особые синтетические единства, ко-
торым в работе были даны названия «мелолад» и «мелоритм». Охват ими всей крупной музыкальной формы,
с вариантно-остинатными приёмами развития, позволил назвать эту организацию термином «субформа». В
художественном содержании Концерта-элегии рассмотрен также парадокс трагизма семантики и эстетической
гармонии всех элементов композиции.
Ключевые слова: музыкальная семантика, художественность, музыкальная драматургия, музыкальная ком-
позиция, субформа в музыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Valkova V. B. «Rassredotochennaya tema»: puti otechestvennogo muzykoznaniya v zerkale istorii odnogo ponyatiya [The “Dispersed Theme”: the Paths of Russian Musical Scholarship in the Mirror Reflection of the History of Оne Concept]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015, No. 2 (19), pp.16–21.
3. Nestyeva M. I. Zvukovaya sreda nashikh dney [The Sound Environment of Our Days]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2011, No. 1, pp. 29– 30.
4. Savenko S. I. Muzyka XX veka: k perspective izucheniya [20th Century Music: Towards the the Prospect of Studying]. Muzykal’nye miry Yuriya Nikolaevicha Kholopova [The Musical Worlds of Yuri Nikolayevich Kholopov]. Edited by M. I. Katunyan. Moscow, 2016, pp. 541–545.
5. Stogniy I. S. Poisk glubinnykh smyslov na osnove intertekstual’nogo analiza muzykal’nykh proizvedeniy [The Search for Profound Meanings Based on Intertextual Analysis of Musical Works]. Uchyenye zapiski RAM im. Gnesinykh [Scholarly Notes of the Russian Academy of Music]. 2014, No. 4 (11), pp. 55– 70.
6. Uilson E. Mstislav Rostropovich [Wilson E. Mstislav Rostropovich] Translated from the English by K. Savel’ev. Moscow: Ekspo, 2011. 512 p.
7. Kholopova V. N. Sofiya Gubaydulina. Monografiya. Interv’yu Entso Restan’o – Sofiya Gubaydulina [Sofia Gubaidulina. Monographic Work. Interview of Enzo Restagno – Sofia Gubaidulina]. Moscow: Kompozitor, 2011. 400 p.
8. Kholopova V. N. “Tayna” kak nesformirovannaya kategoriya teorii iskusstva i yeyo prisutstvie v tvorchestve Sofii Gubaydulinoy [“The Mystery” as an Unformed Category of Art Theory and its Presence in the Work of Sofia Gubaidulina]. Sofii s lyubov’yu. K 80-letiyu Sofii Asgatovny Gubaydulinoy [To Sofia with Love. On the 80th Anniversary of Sofia Asgatovna Gubaidulina]. Moscow, 2014, pp. 32–48.
9. Kholopova V. N. Fenomen muzyki [The Phenomenon of Music]. Moscow: Direkt-Media, 2014. 384 p.
10. Kholopova V. N. Formy muzykal’nykh proizvedeniy [The Forms of Musical Compositions]. St. Petersburg: Planeta muzyki, 2013. 496 p.
11. Haylock Ju. A Triple Portrait: Chamber Music by Elena Firsova. Marsyas Trio / Meridian CDE 84635. The Strad, 2016, Jan. No. 4. P. 88.
12. Liu V. The Cello: An Amazing Musical Instrument. Journal of Music and Dance. 2011, Volume 1, January, pp. 6–15.
13. Lochhead Ju. Reconceiving Structure in Contemporary Music: New Tools in Music Theory and Analysis. New York, London: Routledge, Taylor & Francis, 2016. 194 p.
14. Pendle K., Boyd M. Women in Music: A Research and Information Guide. New York, London: Routledge. Taylor & Francis Group, 2016. 728 p.
15. Russel Je., Cohn R. Mstislav Rostropovich. Book on Demand, 2012. 96 p.
16. Whittall A. A Triple Portrait: Chamber Music by Elena Firsova. Marsyas Trio / Meridian CDE 84635. Tempo, 2016, Volume 70, Issue 275, Jan, pp.103–104.
17. Wollenberg S. “New Paths to Analysis”. The Case of Women Composers. L’analyse musicale aujourd’hui [Musical Analysis Today]. Ed. Delatour France, 2015, pp. 291–312.