Современность Николая Попова: новизна музыки – новизна миропредставления

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Valentina N. Kholopova

Аннотация

Николай Попов – яркий российский композитор молодого поколения, произведения которого постоянно исполняются на родине и за рубежом. В его мировоззрении совмещаются самое древнее и самое современное. Объектами философского и музыкального мышления выступают Космос, физическое звучание мира, а в истории человечества – архаика и новые технологии. Музыкальный язык синтезирует классические тембровые звучания с электронными, а также с видеорядом. Н. Попов родился в Башкортостане, окончил Московскую консерваторию, участвовал в мастер-классах многих зарубежных композиторов-новаторов. Видеомузыкальные произведения он создаёт в содружестве с несколькими видеохудожниками. В статье выделяются сочинения 2013 года: «Песня Ульдры» по скандинавскому фольклору с видеорядом Э. Квинна,
А. Скорняковой; «Артра» с видеорядом Т. Пожарева, Э. Квинна (и цитатой из «Плясок щеголих»
И. Стравинского, услышанной на диске космического аппарата «Вояджер»); «Нибиру 20/13» по мотивам шумеро-аккадской мифологии с видеорядом А. Скорняковой, Э. Квинна. Решая вопрос о соотношении аудиального и визуального, Попов допускает и звучание без видеоряда. Таков один из вариантов его «Песни Ульдры», ранние сочинения для баяна, струнных, ударных. Для него особенно важен эмоциональный «посыл» музыки слушателю.

Ключевые слова: молодые композиторы России, электронная музыка, «Песня Ульдры», «Артра», «Нибиру 20/13», Т. Пожарев, А. Скорнякова, Э. Квинн, И. Стравинский.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Kholopova, V. N. (2018). Современность Николая Попова: новизна музыки – новизна миропредставления. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 120–130. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.120-130
Раздел
Музыка в системе культуры
Биография автора

Valentina N. Kholopova, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Холопова Валентина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов

Библиографические ссылки

1. Kuprovskaya E. Na predele zvuka. Estetika perenasyshcheniya v muzyke XXI veka [At the Limit of Sound. Aesthetics of Saturation of Music in the 21st Century]. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 207 S.
2. Lyskova S. Put' k gradu Arkaimu: audiovizual'nyy eksperiment [The Path to the City of Arkaim: Audiovisual Experiment]. 11.10.2013. URL: http://stnmedia.ru/?id=6362 (31.07.2017).
3. Nikolay Popov: «Dlya menya rabota s videokhudozhnikom – neveroyatnyy protsess» [Nikolai Popov: “For Me, Working with a Video Artist is an Incredible Process”]. The material was prepared by E. Kravtsun. 20.09.2013. URL: www.muzcentrum.ru/news/2013/09/8808 (29.07.2017).
4. Platonov O. Russkaya tsivilizatsiya: entsiklopediya [Russian Civilization: Encyclopedia]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_hystory/924 (31.07.2017).
5. Popov N. A. Elektroakusticheskaya kompozitsiya [Electroacoustic Composition]. URL:http://ceammc.com/wp-content/uploads/2013/10/Nik_Popov_text-1.pdf (29.07.2017).
6. Kholopova V. N. Muzykal'nye emotsii [Musical Emotions]. Moscow: Al'teks, 2012. 348 p.
7. Kholopova V. N. «Tayna» kak nesformirovannaya kategoriya teorii iskusstva i ee prisutstvie v tvorchestve Sofii Gubaydulinoy [“Mystery” as an Unformed Category of the Theory of Art and its Presence in the Works of Sofia Gubaidulina]. Sofii s lyubov'yu: k 80-letiyu Sofii Asgatovny Gubaydulinoy [To Sofia with Love: Towards the 80th Anniversary of Sofia Asgatovna Gubaidulina]. Moscow, 2014, pp. 32–48.
8. Shornikova A. V. O vzaimodeystvii audio- i videoryadov v sochinenii «Tri istorii» Stiva Raykha – Beril Korot [About the Interaction of the Audio and Video Elements in the Composition “Three Tales” by Steve Reich and Beryl Korot]. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 3 (28), pp. 20–26. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.3.020-026.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)