Знаковая семантика и интеграция концепции в фортепианной интерпретации
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Цель статьи – показать противоречие в подходах к проблеме знаковой семантики. С одной стороны существует знаковое мышление музыкантов-практиков (композиторов, исполнителей) в индивидуальной концепции, охватывающей целостное сочинение, повышающей его коммуникативное воздействие. С другой стороны – академическое музыкознание, сложившееся на основе приоритета автора и текста, с преобладающим вниманием к его отдельным сторонам и недооценкой эффекта воздействия целого сочинения. Его представители скептически относятся к теории исполнения («там, где есть интерпретация, нет места для теории»). В то же время великие композиторы, дирижёры и пианисты Лист и Рахманинов исходили из того, что именно внутренняя программа сочинения, концепция интерпретации определяет дешифровку знаков текста исполнителем.
В исполнительской интерпретации сочинения семиотические представления претворяются в виде знаков и символов, которые становятся операндами музыкального и предметно-пластического мышления. На примере авторских программных комментариев С. Рахманинова к пяти этюдам-картинам (изложенных в письме к О. Респиги, работавшему над их оркестровкой) показана роль знаковых представлений пианиста в становлении концепции интерпретации. Важным ресурсом в интеграции концепции становится тезаурус исполнителя; осознание интертекстуальных связей позволяет проследить генезис смысловых параллелей – как внутри сочинения, так и в его взаимодействии с миром культуры.
Ключевые слова: фортепианная музыка, фортепианная интерпретация, интеграция концепции, семантика знаков
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor Press, 1998. 344 p.
3. Aranovsky M. G. Myshlenie, yazyk, semantika [Thinking, Language, Semantics]. Problemy muzykal’nogo myshleniya: sb. st. [Issues of Musical Thinking: Compilation of Articles]. Moscow, 1974, pp. 90–125.
4. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow: Iskusstvo, 1979. 344 p.
5. Valgina N. S. Teoriya teksta: ucheb. posobie [The Theory of the Text: a Tutorial Manual]. Moscow: Mir knigi, 1998. 110 p.
6. Vartanov S. Ya. Kontseptsiya v fortepiannoy interpretatsii: pod znakom F. Lista i S. Rakhmaninova [The Concept in Piano Interpretation: Under the Sign of F. Liszt and S. Rachmaninoff]. Moscow: Kompozitor Press, 2013. 584 p.
7. Vospominaniya o Rakhmaninove: v 2 t. [Reminiscences of Rachmaninoff: in 2 Volumes]. Compilation, Revision, Commentaries and Preface by Z. Apetyan. Moscow: Muzyka Press, 1974. Volume 2. 576 p.
8. Iz arkhiva K. N. Igumnova [From the Archive of K. Igumnov]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1946, No. 1, pp. 64–98.
9. Koptsik V. A. Ot redaktora [From the Editor]. Sinergeticheskaya paradigma. Nelineynoe myshlenie v nauke i iskusstve: sb. nauch. tr. [The Synergetic Paradigm. Nonlinear Thinking in Science and Art: a Compilation of Scholarly Papers]. Edited by V. A. Koptsik; Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy. Moscow: Progress-Traditsiya, 2002, pp. 7–15.
10. Kristeva Yu. Bakhtin, slovo, dialog i roman [Bakhtin: the Word, the Dialogue and the Novel]. Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French Semiotics: from Structuralism to Post-Structuralism]. Translated from the French, compiled and with an introduction by G. K. Kosikov. Moscow: Progress, 2000, pp. 427–457.
11. Kurt E. Tonpsikhologiya i muzykal’naya psikhologiya [Tone-Psychology and Music Psychology]. Homo musicus: al’manakh muzykal’noy psikhologii [Homo Musicus: Almanac of Musical Psychology]. Ed. M. S. Starcheus. Moscow, 2001, pp.7–54.
12. Likhachev D. S. Printsip dopolnitel’nosti v izuchenii literatury [The Principle of Subsidiarity in the Study of Literature]. Likhachev D. S. Ocherki po filosofii khudozhestvennogo tvorchestva [Essays on the Philosophy of Art]. St. Petersburg, 1996, pp. 36–40.
13. Mal’tsev S. M. Semantika muzykal’nogo znaka: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Semantics of the Musical Sign: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1980. 24 p.
14. Rakhmaninov S. V. Desyat’ kharakterternykh priznakov prekrasnoy fortepiannoy igry [Rachmaninoff, Sergei, Ten Characteristic Features of Artistic Piano Performance]. Rakhmaninov, S. Literaturnoe nasledie: v 3 t. [Rachmaninoff, Sergei, Literary Heritage: in 3 Volumes]. Compiled by Z. Apetyan. Moscow, 1980. Volume 3, pp. 232– 240.
15. Rakhmaninov S. V. Muzyka dolzhna idti ot serdtsa [Music should Proceed from the Heart]. Ibid. 1978. Volume 1, pp.144–151.
16. Rakhmaninov S. V. Pis’mo O. Respigi [Letter to Ottorino Respighi]. Ibid. 1980. Volume 2, pp. 270–271.
17. Feinberg S. E. Pianizm kak iskusstvo [Pianism as an Art]. Moscow: Muzyka Press, 1965. 516 p.
18. Shveytser A. I. S. Bakh [Schweitzer A. Johann Sebastian Bach]. Moscow: Muzyka Press, 1965. 728 p.
19. Shmitts A. “Dva printsipa” Betkhovena [Schmitz A. “Two Principles” of Beethoven]. Problemy betkhovenskogo stilya: sb. st. [Issues of Beethoven’s Style: a Compilation of Articles]. Edited by B. Przybyszewski. Moscow, 1932, pp. 127–207.
20. Shonberg G. Velikie pianisty [Schonberg H. Great Pianists]. Translation by B. Branguleev. Moscow: Agraf, 2003. 416 p.
21. Fay A. Musikstudien in Deutschland. Berlin, 1882. 204 S.
22. Turner M., Fauconnier, G. Conceptual integration and formal expression. Metaphor and symbol activity. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum associates, 1995. Volume 10, #3, pp. 183–203.
23. What Life Means to Einstein. Saturday Evening Post. 1929. 26.10.