Концепция «Сны о России» в интерпретации «Вариаций на тему Корелли» С. Рахманинова

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Sergei Ya. Vartanov

Аннотация

Тема отношений с Родиной – доминанта мироощущения Рахманинова. Его последнее сочинение для фортепиано соло «Вариации на тему Корелли» ор. 42 (1931) создано в эмиграции после десятилетия творческого молчания. Навсегда отрезанный от России революцией композитор в «Вариациях…» повествует
о судьбе любимой родины в ХХ веке, о стихии «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Не изменяя своим прежним романтическим идеалам в сфере чувствования и лирической мелодики, Рахманинов тем не менее обнаруживает здесь неоспоримую приверженность искусству ХХ века. Сочинение отличает суровый аскетический колорит и особая весомость каждого звука при неоклассицистской фортепианной фактуре. Концепция «Сны о России» аргументируется автором с помощью метода концептуальной интеграции: она опирается на ассоциативное мышление, сценарный, режиссёрский подход пианиста к тексту. Базой концепции выступает богатство устойчивых семантических знаков текста, а также его интертекстуальные связи. Основой группировки цикла как драматического целого выступают различные трансформации основной темы – фолии. В поддержку концепции работает насыщенность сочинения образами смежных искусств, активное использование риторических приёмов.

Ключевые слова: фортепианная интерпретация, интеграция концепции, ассоциативный сюжет.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Vartanov, S. Y. (2018). Концепция «Сны о России» в интерпретации «Вариаций на тему Корелли» С. Рахманинова. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 21–31. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.021-031
Раздел
Музыкальный текст и исполнитель
Биография автора

Sergei Ya. Vartanov, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Вартанов Сергей Яковлевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано

Библиографические ссылки

1. Borodin B. B. Sny o Rossii [Dreams about Russia]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2003. No. 3, pp. 178–183.
2. Bunin I. A. Sobr. soch. V 9 t. T. 7 [Collected Works in 9 Volumes, Volume 7]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1966. 543 p.
3. Valgina N. S. Teoriya teksta: ucheb. posobie [The Theory of Text: A Textbook]. Moscow: Mir knigi, 1998. 210 p.
4. Vartanov S. Ya. Sign Semantics and the Integration of Conception in Interpretation on the Piano. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 4, pp. 49–57.
5. Vartanov S. Ya. Conceptual Integration and the Idea of Pedalization. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 1 (8), pp. 231–238.
6. Vartanov S. Ya. The Concept as the Category of Interpretation of Piano Music. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2009. No. 1 (4), pp. 40–48.
7. Vartanov S. Ya. Kontseptsiya v fortepiannoy interpretatsii: pod znakom Franza Lista i Sergeya Rakhmaninova [The Concept in Piano Interpretation: under the Sign of Franz Liszt and Sergei Rachmaninoff]. Moscow: Kompositor, 2013. 584 p.
8. Vospominaniya o Rakhmaninove. V 2 t. T. 2 [Memoirs about Rachmaninoff in 2 Volumes, Volume 2]. Comp., ed., comment. and pref. Z. Apetyan. Moscow: Muzyka, 1974. 576 p.
9. Demchenko A. I. The Music of Sergei Rachmaninoff’s Late Period. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2, pp. 134–140.
10. Rakhmaninov S. Vospominaniya, zapisannye Oskarom fon Rizemanom [Memoirs, Recorded by Oskar von Rizeman]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 248 p.
11. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. V 3 t. T. 1 [Literary Heritage in 3 Volumes, Volume 1]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 648 p.
12. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. V 3 t. T. 3 [Literary Heritage in 3 Volumes, Volume 3]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 576 p.
13. Senkov S. E. S. V. Rakhmaninov: sbornik statey [Sergei Rachmaninoff: A Compilation of Articles]. Museum- Estate of Sergei Rachmaninoff “Ivanovka”. Tambov: R. V. Pershin Publishing House, 2013. 134 p.
14. S. S. Prokof’ev. Materialy, dokumenty, vospominaniya [Sergei Prokofiev. Materials, Documents, Memoirs]. Moscow: Muzgiz, 1961. 708 p.
15. Khannanov I. D. Musika Sergeya Rakhmaninova: sem’ muzykal’no-teoreticheskikh etyudov [The Music of Sergei Rachmaninoff: Seven Musical and Theoretical Studies]. Moscow: Kompozitor, 2011. 288 p.
16. Shnitke A. G. Stat’i o muzyke [Alfred Schnittke. Articles about Music]. Moscow: Kompozitor, 2004. 408 p.