Концепция «Сны о России» в интерпретации «Вариаций на тему Корелли» С. Рахманинова
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Тема отношений с Родиной – доминанта мироощущения Рахманинова. Его последнее сочинение для фортепиано соло «Вариации на тему Корелли» ор. 42 (1931) создано в эмиграции после десятилетия творческого молчания. Навсегда отрезанный от России революцией композитор в «Вариациях…» повествует
о судьбе любимой родины в ХХ веке, о стихии «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Не изменяя своим прежним романтическим идеалам в сфере чувствования и лирической мелодики, Рахманинов тем не менее обнаруживает здесь неоспоримую приверженность искусству ХХ века. Сочинение отличает суровый аскетический колорит и особая весомость каждого звука при неоклассицистской фортепианной фактуре. Концепция «Сны о России» аргументируется автором с помощью метода концептуальной интеграции: она опирается на ассоциативное мышление, сценарный, режиссёрский подход пианиста к тексту. Базой концепции выступает богатство устойчивых семантических знаков текста, а также его интертекстуальные связи. Основой группировки цикла как драматического целого выступают различные трансформации основной темы – фолии. В поддержку концепции работает насыщенность сочинения образами смежных искусств, активное использование риторических приёмов.
Ключевые слова: фортепианная интерпретация, интеграция концепции, ассоциативный сюжет.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bunin I. A. Sobr. soch. V 9 t. T. 7 [Collected Works in 9 Volumes, Volume 7]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1966. 543 p.
3. Valgina N. S. Teoriya teksta: ucheb. posobie [The Theory of Text: A Textbook]. Moscow: Mir knigi, 1998. 210 p.
4. Vartanov S. Ya. Sign Semantics and the Integration of Conception in Interpretation on the Piano. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 4, pp. 49–57.
5. Vartanov S. Ya. Conceptual Integration and the Idea of Pedalization. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 1 (8), pp. 231–238.
6. Vartanov S. Ya. The Concept as the Category of Interpretation of Piano Music. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2009. No. 1 (4), pp. 40–48.
7. Vartanov S. Ya. Kontseptsiya v fortepiannoy interpretatsii: pod znakom Franza Lista i Sergeya Rakhmaninova [The Concept in Piano Interpretation: under the Sign of Franz Liszt and Sergei Rachmaninoff]. Moscow: Kompositor, 2013. 584 p.
8. Vospominaniya o Rakhmaninove. V 2 t. T. 2 [Memoirs about Rachmaninoff in 2 Volumes, Volume 2]. Comp., ed., comment. and pref. Z. Apetyan. Moscow: Muzyka, 1974. 576 p.
9. Demchenko A. I. The Music of Sergei Rachmaninoff’s Late Period. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2, pp. 134–140.
10. Rakhmaninov S. Vospominaniya, zapisannye Oskarom fon Rizemanom [Memoirs, Recorded by Oskar von Rizeman]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 248 p.
11. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. V 3 t. T. 1 [Literary Heritage in 3 Volumes, Volume 1]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 648 p.
12. Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. V 3 t. T. 3 [Literary Heritage in 3 Volumes, Volume 3]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 576 p.
13. Senkov S. E. S. V. Rakhmaninov: sbornik statey [Sergei Rachmaninoff: A Compilation of Articles]. Museum- Estate of Sergei Rachmaninoff “Ivanovka”. Tambov: R. V. Pershin Publishing House, 2013. 134 p.
14. S. S. Prokof’ev. Materialy, dokumenty, vospominaniya [Sergei Prokofiev. Materials, Documents, Memoirs]. Moscow: Muzgiz, 1961. 708 p.
15. Khannanov I. D. Musika Sergeya Rakhmaninova: sem’ muzykal’no-teoreticheskikh etyudov [The Music of Sergei Rachmaninoff: Seven Musical and Theoretical Studies]. Moscow: Kompozitor, 2011. 288 p.
16. Shnitke A. G. Stat’i o muzyke [Alfred Schnittke. Articles about Music]. Moscow: Kompozitor, 2004. 408 p.