Дискуссионные вопросы бахианы: «Clavierübung III»
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
− «Третьей части Клавирных упражнений» («Clavierübung
III»). Главный вопрос дискуссий – является это произведение
циклом или «свободным собранием разнообразных пьес».
Большинство исследователей считают его «собранием»
(Sammlung). Однако подробный музыковедческий анализ
даёт противоположный ответ. Части этого цикла оказывают-
ся связанными тематически, объединёнными общими (вари-
ационными) принципами развития, чётким (рондообразным)
оказывается тональный план, определённое целеустремлен-
ное движение получают особенности формы. Драматурги-
ческим стержнем цикла оказывается фуга. Она присутствует
как контрапунктирующий «пласт» и в «больших» обработках
с проведением хорала в cantus firmus-голосе, и более открыто
– в «малых» обработках, исполняемых только на клавиату-
рах. Последний этап развития в цикле – дуэты и заключи-
тельная фуга. Введение дуэтов часто представляется исследо-
вателям непонятным и даже ошибочным шагом композитора.
Осмысление сквозной роли фуги объясняет роль этих изобре-
тательных фуг-дуэтов: они готовят заключительный апофеоз
«главной идеи» цикла – тройную оригинальнейшую фугу.
Автор предлагает новое объяснение особенностей её струк-
туры, учитывающее сквозную роль вариационности в этом
цикле. Предложенные в статье выводы и наблюдения могут
иметь значение и для музыковедения, и для исполнительской
практики.
Ключевые слова: И. С. Бах, “Clavierübung III”, полифо-
нический цикл, вариационный принцип музыкальной формы,
фуга
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vyazkova E. V. Diskussionnye voprosy bakhiany: “Semnadtsat’ khoralov” i “Kanonicheskie variatsii” [Debatable Issues in Bachiana: “Seventeen Chorales” and “Canonic Variations”]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 109–114.
3. Milka A. P. Prilozhenie [Application]. Bach J. S. Polnoe sobranie proizvedeniy dlya organa [Complete Works for Organ]. Vol. 4. Moscow, 2007, pp. 116–126.
4. Protopopov V. V. Istoriya polifonii. Zapadnoevropeyskaya klassika [History of Polyphony. Western European Classics]. Moscow: Muzyka Press,1965. 615 p.
5. Protopopov V. V. Variatsionnye protsessy v muzykal’noy forme [The Processes of Variation in Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 150 p.
6. Starikova N. Chetyre dueta iz III chasti Clavier Übung I. S. Bakha [Four Duets from Part III of Bach’s Clavier-Übung]. Bakhovskiy seminar: stat’i i doklady molodykh muzykovedov [Bach Seminar Papers and Presentations by Young Musicologists]. Petrozavodsk, 1996, pp. 32–39.
7. Fiseyskiy A. V. Organ v istorii mirovoy muzykal’noy kul’tury (III vek do n. e. – 1800 g.) [The Organ in the History of World Music (III century BC – 1800)]. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2009. 544 p.
8. Yuzhak K. I. Duety iz Clavier-Übung III: edinstvo v mnogoobrazii [Duets from the Klavierübung, Part III: Unity in Diversity]. Opera musicologica: nauch. zhurnal SPb. konservatorii [Opera Musicologica: Scholarly Journal of the St. Petersburg Conservatory]. 2009, No. 1, 2009, pp. 83–100.
9. Вutler G. Bach’s Clavier-Übung III: the making of a print; with a companion study of the canonic variations on “Vom Himmel hoch”, BWV 769. Durham & London. Duke Univ. Press, 1990. 139 p.
10. Butt J. Clavier Übung III. Bachs Klavier und Orgelwerke. Das Handbuch. Hrsg. von Siegbert Rampe. Laaber, 2008. Teilband 2. S. 906–929.
11. Clement A. Der dritte Teil der Clavierübung von Johann Sebastian Bach – Musik, Text, Theologie. Middelburg, 1999. 450 S.
12. Kube M. Choralgebundene Orgelwerke. Der III. Teil der Klavierübung. Bach Handbuch. Hrsg. Konrad Küster. Kassel 1999. S. 586–594.
13. Schiffner M. Werk – Sammlung – Zyklus: Bachs Clavierübung III. Bericht über die wissenschaftliche Konferenz zum VI Internationalen Bachfest der DDR, Leipzig, 1989 (Beitrage zur Bachforschung 9/10, Leipzig 1991, S. 77–84.
14. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Bd. 2. Leipzig, 1880. 1014 S.
15. Stephan R. J. S. Bach und das Problem des musikalischen Zyklus. Bach Jahrbuch 59 (1973), S. 39–52.
16. Tessmer M. Dritter Teil der Klavierübung. Kritischer Bericht. NBA IV/4. Kassel u. a. 1974. 62 S.
17. Williams Peter F. Johann Sebastian Bachs Orgelwerke. Bd. 2. Schott. Mainz-London-u.a., 1998. 476 S.