О модальной и тональной системах в «Clavierübung III» И. С. Баха

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena V. Vyazkova

Аннотация

«Clavierübung III» (1739) И. С. Баха открывает серию инструментальных циклов, созданных композитором в последние двенадцать лет Лейпцигского периода. Замысел его до сих пор недостаточно понят и оценён. В статье выдвигается гипотеза об отражении Бахом в цикле логики музыкально-исторического развития.

Цикл состоит из двадцати семи частей, двадцать одна из них – органные обработки старинных песнопений, написанных в модальной (ладовой) системе. Фуги (форма работы с материалом) – как отдельные, так и в качестве пласта, контрапунктирующего с cantus rmus, принадлежат тонально-функциональной системе Нового времени, имеют сложные структуры, становятся стержнем сквозного развития в цикле. В результате возникает закономерность «противоречия» и «взаимодействия» двух музыкальных систем, осуществляется процесс включения «старого» в новую, объединяющую систему. Данный процесс автор статьи наблюдает на примере обработки старинного грегорианского гимна («Kyrie, fons bonitatis»), получившего в годы Реформации немецкий вариант текста. Этот источник становится в цикле своего рода «темой», предопределяющей его дальнейшее интонационное, структурное, концептуальное развитие, приводящее к заключительной тройной фуге − логическому итогу, апофеозу «идеи нового». Исполнение цикла с пропусками и перестановками частей, встречающееся в концертной практике, недопустимо: оно нарушает его драматургическую логику, искажает авторский замысел.

Ключевые слова: “Clavierübung III”, тональность, звукоряд, модальная система, тонально-функциональная система, хоральная обработка, цикл, фуга, вариационный принцип. 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Vyazkova, E. V. (2017). О модальной и тональной системах в «Clavierübung III» И. С. Баха. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (3), 43–49. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.043-049
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Elena V. Vyazkova, Российская академия музыки им. Гнесиных

Вязкова Елена Васильевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания, Российская академия музыки им. Гнесиных (121069, г. Москва, Россия), ORCID: 0000-0002-0921-2662, geomusik@yandex.ru

Библиографические ссылки

1. Vyazkova E. V. Diskussionnye voprosy bakhiany: “Clavierübung III” [Debatable Issues in Bachiana: “Clavierübung III”]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1 (18), pp. 43−49. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.043-049.
2. Pospelova R. L. Srednevekovaya ladovaya sisema: “autentichnyy” i “sovremennyy” podkhody [The Medieval Modal System: the “Authentic” and “Modern” Approaches]. Istoriya osveshchaet put’ sovremennosti. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya V. V. Protopopova: materialy mezhdunar. nauch. konf. [History Elucidates the Path of Modernity. Towards the Centenary of the Birth of Vladimir Protopopov: Materials of the International Scholarly Conference]. Edited by T. N. Dubravskaya, N. I. Tarasevich. Moscow, 2011, pp. 247−259.
3. Praut E. Fuga [Prout E. Fugue]. Moscow: Muzgiz, 1922. 238 p.
4. Protopopov Vl. V. Ocherki iz istorii instrumentalnykh form XVI – nachala XIX veka [Essays from the History of Instrumental Forms from the 16th to the Early 19th Century]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.
5. Kholopov Yu. N. Prakticheskie rekomendatsii k opredeleniyu lada v starinnoy muzyke [Practical Recommendations for Defining Harmony in Early Music]. Yu. N. Kholopov. O printsipakh kompozitsii starinnoy muzyki: stat’i i materialy [Yuri Kholopov. On the Principles of Composition of Early Music: Articles and Materials]. Edited by T. S. Kyuregyan. Moscow, 2015, pp. 219−259.
6. Etinger M. A. Ranneklassicheskaya garmoniya [Early Classical Harmony]. Moscow: Muzyka, 1979. 310 p.
7. Clement A. Der dritte Teil der Clavierübung von Johann Sebastian Bach – Musik, Text, Theologie [The Third Part of Johann Sebastian Bach’s Complete Collection of Piano Compositions – Music, Text, Theology]. Middelburg, 1999. 450 p.
8. Williams P. Johann Sebastian Bachs Orgelwerke. Bd. 2 [Johann Sebastian Bach’s Organ Works. Volume 2.]. Schott: Mainz; London u. a., 1998. 476 p.
9. Wolff Chr. Vorwort [Foreword]. J. S. Bach. Orgelwerke. Bd. 4. Dritter Teil der Clavier-Übung [J. S. Bach. Complete Organ Works. Vol. 4. Third Part of the Complete Collection of Piano Compositions]. Bärenreiter: Kassel u. a. 2016, pp. VI−XI.