О модальной и тональной системах в «Clavierübung III» И. С. Баха
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
«Clavierübung III» (1739) И. С. Баха открывает серию инструментальных циклов, созданных композитором в последние двенадцать лет Лейпцигского периода. Замысел его до сих пор недостаточно понят и оценён. В статье выдвигается гипотеза об отражении Бахом в цикле логики музыкально-исторического развития.
Цикл состоит из двадцати семи частей, двадцать одна из них – органные обработки старинных песнопений, написанных в модальной (ладовой) системе. Фуги (форма работы с материалом) – как отдельные, так и в качестве пласта, контрапунктирующего с cantus rmus, принадлежат тонально-функциональной системе Нового времени, имеют сложные структуры, становятся стержнем сквозного развития в цикле. В результате возникает закономерность «противоречия» и «взаимодействия» двух музыкальных систем, осуществляется процесс включения «старого» в новую, объединяющую систему. Данный процесс автор статьи наблюдает на примере обработки старинного грегорианского гимна («Kyrie, fons bonitatis»), получившего в годы Реформации немецкий вариант текста. Этот источник становится в цикле своего рода «темой», предопределяющей его дальнейшее интонационное, структурное, концептуальное развитие, приводящее к заключительной тройной фуге − логическому итогу, апофеозу «идеи нового». Исполнение цикла с пропусками и перестановками частей, встречающееся в концертной практике, недопустимо: оно нарушает его драматургическую логику, искажает авторский замысел.
Ключевые слова: “Clavierübung III”, тональность, звукоряд, модальная система, тонально-функциональная система, хоральная обработка, цикл, фуга, вариационный принцип.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Pospelova R. L. Srednevekovaya ladovaya sisema: “autentichnyy” i “sovremennyy” podkhody [The Medieval Modal System: the “Authentic” and “Modern” Approaches]. Istoriya osveshchaet put’ sovremennosti. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya V. V. Protopopova: materialy mezhdunar. nauch. konf. [History Elucidates the Path of Modernity. Towards the Centenary of the Birth of Vladimir Protopopov: Materials of the International Scholarly Conference]. Edited by T. N. Dubravskaya, N. I. Tarasevich. Moscow, 2011, pp. 247−259.
3. Praut E. Fuga [Prout E. Fugue]. Moscow: Muzgiz, 1922. 238 p.
4. Protopopov Vl. V. Ocherki iz istorii instrumentalnykh form XVI – nachala XIX veka [Essays from the History of Instrumental Forms from the 16th to the Early 19th Century]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.
5. Kholopov Yu. N. Prakticheskie rekomendatsii k opredeleniyu lada v starinnoy muzyke [Practical Recommendations for Defining Harmony in Early Music]. Yu. N. Kholopov. O printsipakh kompozitsii starinnoy muzyki: stat’i i materialy [Yuri Kholopov. On the Principles of Composition of Early Music: Articles and Materials]. Edited by T. S. Kyuregyan. Moscow, 2015, pp. 219−259.
6. Etinger M. A. Ranneklassicheskaya garmoniya [Early Classical Harmony]. Moscow: Muzyka, 1979. 310 p.
7. Clement A. Der dritte Teil der Clavierübung von Johann Sebastian Bach – Musik, Text, Theologie [The Third Part of Johann Sebastian Bach’s Complete Collection of Piano Compositions – Music, Text, Theology]. Middelburg, 1999. 450 p.
8. Williams P. Johann Sebastian Bachs Orgelwerke. Bd. 2 [Johann Sebastian Bach’s Organ Works. Volume 2.]. Schott: Mainz; London u. a., 1998. 476 p.
9. Wolff Chr. Vorwort [Foreword]. J. S. Bach. Orgelwerke. Bd. 4. Dritter Teil der Clavier-Übung [J. S. Bach. Complete Organ Works. Vol. 4. Third Part of the Complete Collection of Piano Compositions]. Bärenreiter: Kassel u. a. 2016, pp. VI−XI.