Об одной «утерянной» музыкальной форме эпохи барокко

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Larisa L. Krupina

Аннотация

В статье рассматривается одна из типовых контрастно-со-
ставных форм эпохи барокко, которая характерна для жанров
полифонической токкаты и северонемецкой прелюдии, но
также встречается в барочных фантазиях. Это форма, осно-
ванная на неоднократном контрастном сопоставлении им-
провизационно-виртуозных и фугированных разделов. Автор
оспаривает существующую в некоторых зарубежных и отече-
ственных нотных изданиях традицию обозначения североне-
мецких прелюдий названием «Прелюдия и фуга», доказывая
её несостоятельность и предлагает единое обозначение этого
типа структуры названием форма полифонической токкаты.
Опираясь на анализ целого ряда произведений (Я. Свелин-
ка, И. Фробергера, Д. Букстехуде, Н. Брунса, И.С. Баха), ав-
тор уделяет особое внимание драматургическим свойствам
данной формы, функциональному соотношению её частей.
В результате выявляются признаки их функционального со-
подчинения, которые реализуются на уровнях масштабных,
структурных, тональных соотношений. Это свидетельствует
о зарождении в рамках барочной формы драматургических
идей классического формообразования.

Ключевые слова: барокко, контрастно-составная форма,
токката, прелюдия

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Krupina, L. L. (2013). Об одной «утерянной» музыкальной форме эпохи барокко. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 246–251. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/152
Раздел
Музыкальная поэтика, риторика и семантика
Биография автора

Larisa L. Krupina, Воронежская государственная академия искусств

Крупина Лариса Леонидовна –
кандидат искусствоведения,
доцент, и. о. профессора
кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Kyuregyan T. Forma v muzyke XVII–XX vekov [Form in the Music of the 17th – 20th Centuries]. Moscow: Sfera Press, 1998. 344 p.
2. Lobanova M. Zapadnoevropeyskoe muzykal’noe barokko: problemy estetiki i poetiki [Western European Baroque Music: Issues of Aesthetics and Poetics]. Moscow: Muzyka Press, 1994. 320 p.
3. Musykal’naya estetika Zapadnoy Evropy XVII–XVIII vekov [The Musical Aesthetics of Western Europe in the 17th and 18th Centuries]. Moscow: Muzyka Press, 1971. 688 p.
4. Nasonova M. Severonemetskaya organnaya shkola: organnaya kompozitsiya kak fenomen kultury: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The North German Organ School: Organ Composition as a Cultural Phenomenon: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1994. 24 p.
5. Palazhchenko I. Instrumentalnaya fantasiya XVII– XVIII vekov (genezis i puti razvitiya): avtoref. dis. …kand. iskusstvovedeniya [The Instrumental Fantasia of the 17th and 18th Centuries (Genesis and Development): Dissertation for the Degree of Candidate of Arts.]. Moscow, 1992. 24 p.
6. Prod’ma T. Istoriya tokkaty: avtoref. diss. …kand. iskusstvovedeniya [History of the Toccata: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1989. 24 p.
7. Protopopov V. Istoriya polifonii. Vyp. 3: Zapadnoevropeyskaya muzyka XVII – pervoy chetverti XIX veka [History of Counterpoint. Issue 3: Western European Music of the 17th – First Quarter of the 19th Century]. Moscow: Muzyka Press, 1985. 494 p.